CNN рассказало, как Северная Корея добывает миллионы из песка
Масштабную операцию, якобы стоимостью в миллионы долларов, с участием 279 кораблей, которые, вероятно, обходили международные санкции в отношении Северной Кореи, раскрыли работники вашингтонского Центра перспективных оборонных исследований Лукас Куо и Лорен Сун, сообщает 10 июня CNN.
В рамках своей работы в вашингтонском Центре перспективных оборонных исследований (C4ADS), некоммерческой организации, которая анализирует и исследует проблемы безопасности с использованием больших данных, эти два аналитика следили за трафиком в водах Северной Кореи и за ее пределами в Северо-Восточной Азии.
Они делают это потому, что Пхеньян был обвинен в продаже угля и других ценных товаров, иногда в очень больших количествах, в открытом море, подальше от любопытных взглядов. Вместо того, чтобы доставлять товары в порт перед торговлей, северокорейцы просто перемещают их с одного корабля на другой в море и лгут об их происхождении. Эти «переводы с корабля на судно» могут принести десятки миллионов долларов находящейся под санкциями Северной Корее, в зависимости от того, что продается.
В мае прошлого года Куо и Сун заметили нечто странное: более 100 кораблей собрались в водах возле Хэчжу, Северная Корея. Перегружающие товары в море корабли обычно быстры и осторожны, и обычно ходят в море поодиночке или маленькими группами. Но Сун и Куо продолжали видеть десятки кораблей, загадочно плывущих в Северную Корею.
Эти корабли не использовались для перевозки оружия, торговли наркотиками, разгрузки контрафактной наличности или незаконной торговли животными. Они даже не перевозили уголь, самый прибыльный экспорт Пхеньяна. Их использовали для драгирования и транспортировки песка. Это может показаться безобидным, но Северной Корее запрещено экспортировать землю и камень в соответствии с санкциями ООН, принятыми в декабре 2017 года. Торговля северокорейским песком является нарушением международного права.
Несмотря на эти меры, Северная Корея в прошлом году заработала не менее 22 миллионов долларов, используя «значительную операцию по экспорту песка», говорится в отчете ООН, опубликованном в апреле. Одна неназванная страна предоставила Группе экспертов по Северной Корее, как формально называют следователей, разведданные, сообщающие, что Пхеньян отправил один миллион тонн песка за границу с мая 2019 года до конца года.
Однако кто копал песок и куда он потом девался американским исследователям так и не удалось выяснить. Ни одно из 279 судов, участвующих в схеме, идентифицированной C4ADS, не имело номера IMO — уникального идентификатора, который привязан к устройству слежения на борту. Суда, пойманные без них или скрывающие их, часто лишаются регистрации в своих странах, что делает практически невозможным заход таких судов в порт. Но без номеров IMO трудно связать эти суда с определенными компаниями или людьми.
Пхеньян годами торговал песком. Много лет назад, когда Северная и Южная Корея вели значительный бизнес, песок был самым ценным экспортным товаром Пхеньяна для его южного соседа, согласно сообщениям СМИ в то время. Северная Корея продала песку в Республику Корея в 2008 году на сумму 73,35 млн долларов США, но вскоре после этого Южная Корея прекратила покупать северокорейский песок.
Но рядом в Северной Кореей есть еще Китай, самый большой в мире потребитель песка. В течение 2010-х годов в стране наблюдался беспрецедентный в мировой истории строительный бум: в 2011–2013 годах в Пекине использовалось больше бетона, чем в США за весь 20-й век. Хотя сегодня строительный бум замедлился по сравнению с его пиком, Китай все еще использует больше бетона, чем весь остальной мир.
Министерство общественной безопасности Китая не ответило на запрос CNN о комментариях для этой истории. Пекин до сих пор отрицает обвинения в каких-либо нарушениях, когда речь идет о Северной Корее. Министерство иностранных дел Китая в заявлении для CNN заявило, что страна «всегда выполняла свои международные обязательства» и соблюдает санкции ООН.
Напомним, что современная цивилизация построена на разных видах песка. Это ключевой компонент в бетоне, стекле и даже процессорах, на которых работают все электронные устройства. Человечество потребляет около 50 миллиардов тонн песка в год — больше только потребление воды воды.
Запас может показаться безграничным, но его чрезмерная добыча может иметь экологические последствия. При этом песок, покрывающий пустыни мира, слишком мелкий, чтобы его можно было использовать в строительстве, потому что он плохо связывает. Речной песок обычно лучше всего подходит для производства цемента. Песок со дна океана тоже работает, но его необходимо промыть и опреснить, прежде чем его можно будет использовать. Поэтому добыча морского песка выгодна только в больших объемах.