1. Социальная война
  2. Политика Ватикана
Рим, / ИА Красная Весна

Ватикан посоветовал не кормить интернет-троллей

Католический крест
Католический крест

Совет как реагировать на рост числа интернет-пользователей, которые хотят создать проблемы, дал высокопоставленный представитель Ватикана по связям с общественностью мирянин Паоло Руффини, глава Дикастерии по коммуникациям Ватикана. Об этом 30 мая сообщает американский католический портал Crux.

«Не кормите их и не взращивайте их в Твиттере», — сказал итальянец. Такого отношения, по его словам, должны придерживаться как «те, кто являются частью церкви, так и те, кто ею не является».

Однако Руффини уклонился от ответа на вопрос, что происходит, когда эти тролли на самом деле являются католическими прелатами, которые используют социальные сети для критики Папы Франциска, заявив, что это проблема находится в сфере компетенции Дикастерии епископов Ватикана.

Частично этот вопрос был вызван недавним спором вокруг епископа Джозефа Стрикленда из Тайлера, штат Техас, который 12 мая использовал свой аккаунт в Твиттере, чтобы объявить, что, хотя он считает Франциска законным папой, он считает, что понтифик «подрывает Залог веры».

Руффини представил новый пространный документ Ватикана о рисках и преимуществах социальных сетей и отношении христиан, которые их используют, в котором утверждается, что платформы должны использоваться для продвижения правды и популяризации идей среди католического сообщества.

Документ, опубликованный 29 мая и озаглавленный «На пути к полному присутствию: пастырское размышление о взаимодействии с социальными сетями», обсуждает все, от киберзапугивания до искусственного интеллекта, от дезинформации до информационной перегрузки и роста трайбализма в Интернете.

Согласно краткому изложению документа, его цель состоит в углубленном анализе христианского взаимодействия с социальными сетями и внутри них, учитывая все более важную роль, которую они играют в жизни многих людей.

Точно так же сестра Натали Бекар, генеральный секретарь Синода епископов и член Ватиканской дикастерии по коммуникации, подчеркнула необходимость лучшего образования в цифровом мире.

Учитывая быстрый рост и расширение социальных сетей и цифровой вселенной, Бекар сказала, что «формирование справедливого присутствия в цифровом мире необходимо сегодня не только в образовании в школах, но и во всех пастырских центрах, для пасторов, сестер в общинах».

Формирование правильного онлайн-поведения должно быть интегрировано в сообщества, чтобы они научились «правильному образу жизни в социальных сетях» и взаимодействию с цифровым миром и в нем, узнавая, «когда нам следует говорить, а когда не следует говорить».

Единственный способ для церкви двигаться вперед в этой сфере, сказала она, «это осмыслить пройденный путь и какие изменения необходимы для лучшего пути».

Согласно краткому изложению документа, идея его публикации состоит в том, чтобы «воспитать культуру любящих соседей также и в цифровой сфере», говорится в резюме, отмечая, что в цифровой сфере люди «часто являются не только потребителями, но и товаром».

В этом контексте необходим «наполненный верой» ответ, заявили в Ватикане, заявив, что этот ответ «начинается с проницательности в отношении стимулов, которые мы получаем, и намеренного слушания».

«Внимательность вместе с чувством сопричастности, взаимности и солидарности являются столпами для создания чувства общности, которое в конечном итоге должно укрепить местные сообщества, способные стать движущей силой перемен»,  — заявили в Ватикане.

Ватикан призвал верующих быть «творцами общения» в Интернете, создавая новые модели цифрового взаимодействия, основанные на доверии, прозрачности и инклюзивности.

Среди прочего, документ предостерегает христиан от различных «подводных камней» на «цифровых дорогах», отмечая, что, хотя платформы Интернета и социальных сетей предоставляют множество возможностей для взаимосвязанности, они также создают различные проблемы, которые необходимо решать.

Пользователи часто превращаются в «потребителей и товары», в то время как племенные инстинкты часто поощряются, заявил Ватикан, отметив в кратком изложении документа, что «многие были маргинализированы и ранены» онлайн-средой.

В прошлом Ватикан неоднократно выступал против киберзапугивания, запустив в 2018 году международную обсерваторию по этому вопросу.

Папа Франциск сам взвесил этот вопрос в 2019 году во время встречи с молодыми людьми, принадлежащими к Scholas Occurentes, образовательному проекту, который он начал, еще будучи архиепископом Аргентины, говоря молодежи, что, когда кто-то решает запугивать в Интернете, «пустота собственной личности агрессора очевидна. Им необходимо атаковать, чтобы чувствовать себя человеком».

Таким образом, перед христианами стоит вопрос, как они могут помочь онлайн-среде стать «местом обмена, сотрудничества и принадлежности, основанных на взаимном доверии».

Чтобы это произошло, пользователи социальных сетей должны иметь «настрой слушать» и взаимодействовать, «понимая, что другие, с которыми мы сталкиваемся в Интернете, — настоящие люди».

«Даже в среде, изобилующей „информационной перегрузкой“, эта позиция преднамеренного слушания и открытости сердца позволяет нам перейти от простого осознания другого к подлинной встрече», — говорится в кратком изложении. з

Часто люди встречаются и взаимодействуют друг с другом в Интернете в духе безразличия, отношения двойственного стороннего наблюдателя или в духе «поддержки и товарищества», говорится в резюме.

В Ватикане заявили, что при выборе последнего отношения заботы и поддержки христиане, независимо от того, оказывают ли они поддержку или нуждаются в ней, могут помочь залечить «раны, нанесенные токсичной цифровой средой».

«Нам необходимо перестроить цифровые пространства, чтобы они стали более человечной и здоровой средой»,  — говорится в резюме, в котором отмечается, что христиане также должны помочь сформировать цифровую сферу, чтобы она была способна способствовать «настоящим сообществам, основанным на той воплощенной встрече, которая необходима для жизни».

Цифровой след христианина должен отражать отношение, которое творчески делится правдивой информацией и строит дружбу и сообщество, используя любое онлайн-влияние, которое они имеют «ответственно».

Помимо своих прошлых замечаний о киберзапугивании, Папа Франциск неоднократно говорил о преимуществах социальных сетей, а также об опасностях, которые они представляют.

Когда понтифик опубликовал свою энциклику о социальной дружбе Fratelli Tutti в октябре 2020 года, он осудил сегодняшнюю гиперполяризованную и активную культуру социальных сетей, заявив, что социальная агрессия «нашла беспрецедентное пространство для распространения с помощью компьютеров и мобильных устройств».

Понтифик посетовал, что немыслимые вещи могут быть сказаны «в самых грубых выражениях, даже некоторыми политическими деятелями», и сказал, что «лихорадочные» обмены мнениями на социальных платформах часто основаны на дезинформации.

Он обвинил социальные сети в нормализации агрессии и обострении поляризации, а также идеологических и политических споров, заявив, что лекарством является дух милосердия, дружбы, уважения и построения сообщества.