В Китае отметили высокие цены на запчасти для электромобилей
Владельцы новых энергетических автомобилей (NEV) в Китае столкнулись с астрономическими расходами на замену батарей и других деталей по мере истечения гарантийного срока. Об этом пишут 5 ноября аналитики издания Yicai.
В некоторых случаях стоимость различных блоков автомобилей превышает стоимость самого автомобиля. С 2022 года в новостях появляются сообщения о высокой цене послепродажного обслуживания NEV. Например, для одного подключаемого гибрида стоимостью 500 000 юаней (6,9 млн руб.) потребовалась новая батарея по цене 300 000 юаней (4,15 млн руб.), а замена батареи для полностью электрического седана зарубежного бренда стоимостью около 200 000 юаней (2,75 млн руб.) обошлась в 500 000 юаней (6,9 млн руб.).
«Я потратил 250 000 юаней (3,45 млн руб.) на покупку своего автомобиля, но замена батареи стоит 120 000 юаней (1,65 руб.), почти половину стоимости автомобиля», — сказал Yicai один владелец в авторизованном сервисном магазине в Шанхае, чей NEV был поврежден в аварии.
Сложность и дороговизна ремонта NEV также привели к росту страховых премий по сравнению с аналогичными автомобилями, работающими на ископаемом топливе, а некоторые страховщики даже отказывают в страховании некоторых марок NEV.
К следующему году на дорогах Китая будет насчитываться 49 миллионов NEV, согласно данным компании Gartner, занимающейся исследованиями рынка. Трехлетняя гарантия на автомобиль и восьмилетняя гарантия на аккумуляторную батарею с пробегом 150 000 километров для автомобилей, проданных в 2020 году, когда NEV только начали становиться популярными, скоро истекут. Сообщения о непомерных расходах на замену и ремонт, скорее всего, станут снежным комом.
Многие потребители не понимают, почему замена батареи NEV обходится так дорого, в то время как цены на различные элементы питания в последние годы падают. По словам Чена Лина, управляющего авторизованным центром по ремонту NEV, причины высокой стоимости двояки.
Во-первых, батарея стоит дороже, чем двигатель и коробка передач, сказал он, отметив, что если элемент батареи NEV выходит из строя, то часто приходится менять весь блок питания, в то время как в двигателях, работающих на ископаемом топливе, нужно менять только поврежденную деталь.
Второй фактор — монополия, которой обладают производители NEV, сказал Чен. По его словам, из-за соображений безопасности производители NEV устанавливают очень высокие требования к доступу третьих лиц к их аккумуляторным системам, что позволяет им контролировать цены.
Чен отметил, что если блок емкостью 60 кВт⋅ч литий-ионных батарей может стоить производителю NEV от 50 000 до 60 000 юаней (690 тыс. руб. — 830 тыс. руб.), то владельцам автомобилей придется заплатить 120 000 юаней (1,65 млн руб.) за замену.
Автопроизводители и производители аккумуляторов создают собственные системы послепродажного обслуживания, что приводит к почти монопольному положению в сфере ремонта NEV, говорит Лю Вэй, технический директор отдела послепродажного обслуживания одного из автомобильных брендов.