1. Политическая война
  2. Ситуация в Африке
Виндхук, / ИА Красная Весна

Президент Намибии отрицает всякий сговор с Рамофосой в деле о краже $4 млн

Изображение: (сс) Namibian Presidency
Хаге Готтфрид Гейнгоб — президент Намибии
Хаге Готтфрид Гейнгоб — президент Намибии

Утверждения о том, что президент Намибии Хаге Гейнгоб ненадлежащим образом использовал свой пост для оказания помощи президенту Матамеле Рамафосе абсолютно беспочвенны. Такое заявление опубликовала в пятницу администрация президента Гейнгоба, сообщает 13 июня газета New Era LIVE.

В заявлении администрации президента говорится, что оно сделано в связи с «необоснованными утверждениями» о том, что президент Гейнгоб, возможно, помогал своему южноафриканскому коллеге Рамафосе в «задержании» подозреваемого, связанного с ограблением принадлежащей Рамафосе фермы Пхала Пхала.

То, что сейчас называют Farmgate, представляет собой потенциально политически и криминально разрушительную сагу о президентстве Рамафосы, пишет издание. Кража 4 млн долларов США в 2020 году с его охотничьей фермы Пхала Пхала в Лимпопо попала в заголовки газет на прошлой неделе после того, как бывший шеф Агентства государственной безопасности (SSA) ЮАР Артур Фрейзер выдвинул против президента уголовные обвинения.

Артур Фрейзер утверждал, что намибийские преступники проникли на эту ферму, чтобы украсть спрятанные там деньги. Рамафоса признал тесные отношения с Гейнгобом, но на брифинге для СМИ в пятницу не сообщил, обращался ли он за помощью к последнему, чтобы скрыть ограбление, произошедшее в 2020 году.

Южноафриканские оппозиционные политики набросились на скандал, который угрожает правлению Рамафосы. На прошлой неделе партия «Борцы за экономическую свободу» (EFF) сорвали слушания во время дебатов о президентском голосовании по бюджету.

Депутат от EFF Синаво Тамбо заявил: «Рамафоса нарушил свою присягу, он нарушил Закон о борьбе с коррупцией, он нарушил Закон об организованной преступности».

Лидер «Демократического альянса» Джон Стинхейзен сказал: «Пхала Пхала быстро становится вашей Нкандлой (намек на скандал с бывшим президентом ЮАР Джейкобом Зумой, обвинявшимся в растрате государственных средств — прим. ИА Красная Весна)», указав также на «стирание границ между г-ном Рамафосой, главой государства, и г-ном Рамафосой, бизнесменом».

Пресс-секретарь президента Намибии Альфредо Хенгари заявил, что президент Гейнгоб является сторонником «верховенства закона и эффективного конституционного управления».

«Определенные лица и ряд СМИ, явно мотивированные злым умыслом или другими скрытыми мотивами, без каких-либо фактических оснований предполагают, что президент Гейнгоб, возможно, использовал свой пост способом, несовместимым с законами Республики Намибия», — сказал пресс-секретарь. Он назвал эти обвинения «клеветническими, возмутительными и прискорбными».

Хенгари сказал также, что у администрации президента была возможность ознакомиться, в частности, с пунктом 13.23 заявления Фрейзера под присягой, которое находится в открытом доступе и в котором говорится: «Президент Рамафоса обратился за помощью к президенту Намибии Хаге Гейнгобу в задержании подозреваемого в Намибии».

Хенгари в связи с этим отметил, что в заявлении Фрейзера не содержится никаких обвинений в преступлении со стороны Гейнгоба, а только предположение, что Рамафоса «обратился» за помощью к Гейнгобу «в задержании», что буквально означает «помощь в аресте» подозреваемого, который является гражданином ЮАР и который в то время, предположительно, незаконно пробирался в Намибию.

По словам пресс-секретаря, подробности, касающиеся ареста этого подозреваемого в Намибии, являются достоянием общественности.

«Арест был произведен сотрудниками намибийской полиции по обоснованному подозрению в том, что рассматриваемый подозреваемый совершил некоторые преступления, связанные с иммиграцией в Намибию», — пояснил Хенгари.

Он сказал, что подозреваемый был, в соответствии с законом, впоследствии осужден уголовным судом Намибии и заплатил штраф.

Задержание подозреваемых в Намибии является конституционной и уставной обязанностью сотрудников намибийской полиции, которые при наличии обоснованных подозрений в том, что какое-либо лицо могло совершить преступление, уполномочены произвести арест, если это будет сочтено целесообразным и необходимым, отметил пресс-секретарь.

С лицами, подозреваемыми в совершении преступлений в зарубежных странах, которые могут находиться в Намибии, обращаются в соответствии с Законом о международном сотрудничестве в уголовных делах 2000 года или Законом об экстрадиции 1996 года, если они добровольно не возвращаются в страны, где их разыскивают.

«Президент не является носителем власти, когда речь идет о задержании подозреваемых, предположительно совершивших преступления в зарубежных странах» — обратил внимание Хенгари.

«Администрация президента считает политически мотивированные заявления некоторых политических лидеров Южной Африки о проведении уголовных расследований против президента Республики Намибия абсурдными и совершенно бессмысленными».

Он отметил, что Гейнгоб поддерживает связь с другими главами государств по официальным вопросам в рамках установленных межгосударственных дипломатических протоколов, в соответствии с конституционными полномочиями президента и в соответствии с требованиями международной практики взаимного сотрудничества между главами государств и правительств.