Посольство Белоруссии в Литве: заявления главы МИД Литвы неадекватны

Изображение: (сс) Estonian Foreign Ministry
Линас Линкявичюс
Линас Линкявичюс

Заявления главы МИД Литвы относительно неполного суверенитета Белоруссии расценили в посольстве Белоруссии в Литве как неадекватные реальному положению дел и здравому смыслу, 7 мая сообщает REGNUM.

Глава МИД Литвы Линас Линкявичюс признал, что публично высказывался относительно «неполного суверенитета» Белоруссии. «Я искренне действительно желаю, чтобы Беларусь была суверенным государством де-факто, не только де-юре», — заявил он.

Также он заявил, что с белорусской стороной невозможно договориться по вопросу Белорусской АЭС. На что в посольстве Белоруссии в Литве выразили недоумение: «Ее строительство, которое мы планируем завершить в соответствии со сроками, суверенное право любой страны — как Беларуси, так и страны-члена ЕС. Называя БелАЭС „элементом, по поводу которого мы, наверное, так и не договоримся“, глава МИД Литвы публично отрицает такую возможность и априори исключает эту тему из обсуждения».

«Слова про „остатки суверенитета“ мы оставляем на совести главы МИД Литвы, т.к. комментировать откровенно неадекватные реальному положению дел и здравому смыслу заявления нет необходимости», — отметили в посольстве.

Напоминаем, что в связи со строительством АЭС в Белоруссии «отец литовской независимости» Витаутас Ландсбергис в октябре 2017 года призвал к силовому противостоянию. По его мнению литовцы, если они не «измельчали», должны пойти в атаку на стройплощадку БелАЭС.

Комментарий редакции

Странная конкуренция в этом регионе вокруг проектов строительства АЭС началась после того, как ЕС активно простимулировал закрытие Игналинской АЭС, которая после распада СССР досталась Литве. Экс-президент Литвы Роландас Паксас признался: «Обещание закрытия ИАЭС было единственной возможностью начать переговоры по вступлению в Евросоюз. Вот такая как бы дань…» Эта дань имеет материальное выражение: счета за электричество для рядового потребителя в Латвии повысились вдвое, отпление — в четыре раза.

Тем не менее, в дальнейшем противодействие общественности было направлено на недопущение строительства Висагинской АЭС. Таким образом, Литва в настоящий момент от всей души желает следовать курсом, заданным давлением стран ЕС. Очевидно, это воспринимается как высшая степень суверенности. Действия же Белоруссии, которая в 2011 году заключила с Россией договор на строительство АЭС, представляется литовским политикам действиями страны с частичным суверенитетом. А действия России — действиями оккупанта на частично оккупированной территории.

Таким образом, старая шутка о русских завоевателях, которые врывались в кишлаки и аулы — и строили больницы, мосты и школы, перестает быть элементом юмора. Это часть мировоззрения элиты бывших союзных республик.