1. Политическая война
  2. Будущее человечества
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян: российское общество откликнется только на мечту

Изображение: Константин Юон. Новая планета. 1921

Ленин виртуозно проводил реальную политику и умел деятельно мечтать о невозможном, российское общество откликнулось именно на невозможное. Об этом 9 июля заявил лидер движения «Суть времени», философ, политолог Сергей Кургинян в передаче «Смысл игры», опубликованной на YouTube-канале движения.

Обсуждая, какой должна быть политика, способная спасти приговоренную к смерти страну и вывести ее на новые рубежи, Кургинян обратился к фигуре основателя СССР. Он подчеркнул, что Ленин виртуозно проводил реальную политику, поклонниками которой являются нынешние российские власти, однако при этом он понимал, что происходит в России, и умел деятельно мечтать о невозможном.

«Так вот, кем был Ленин? Политиком, реализовывавшим искусство возможного? Или человеком, делавшим невозможное? Для того, чтобы сказать о возможном и определить в этом качестве Ленина, скажу следующее: Ленин был единственный, кто понимал, приехав из иммиграции, что происходит в России. Вот единственным! Этого не понимал никто — ни Троцкий, ни Сталин, ни Свердлов, ни Бухарин с Зиновьевым, ни всякие там эсеры, кадеты, никто!

Ленин был единственным, кто все понял. Значит, он в высшей степени был способен использовать искусство возможного и был политиком, может быть, единственным российским политиком на то время. С другой стороны, то, что он сделал, находится за гранью всяческих возможностей, и все говорили об этом», — подчеркнул философ.

Кургинян убежден, что, если бы Ленин предложил тогдашнему российскому обществу определенные прагматичные задачи, люди за ним бы не пошли.

«Так не потому ли Ленин увидел возможное, что заглянул за его горизонт и что-то понял в невозможном? А через это понимание и в России, которая откликнулась всерьез, реально, своими реальными живыми ресурсами на невозможное. А на возможное бы не откликнулась», — считает политолог.

«Мне скажут, Ленин был предельно прагматичен, когда принял эсеровскую программу: „Земля — крестьянам“ и так далее. Да, конечно, он в этом был предельно прагматичен, только почему-то победил он, а не эсеры», — добавил он.

Кургинян подчеркнул, что мобилизовать российского крестьянина на гражданскую войну было дело крайне сложным. Не было никаких механизмов мобилизации армии, крестьянин сам принимал решение идти на войну, седлая при этом часто единственного в хозяйстве коня.

«Мы коней собирали в поход», — напомнил политолог слова Конармейской песни.

«Чьих коней? Я уже говорил об этом и будут постоянно спрашивать: чьих коней? Своих! Крестьян, для которых эти кони означали возможность жить, кормить семью, существовать достойным образом. Они их седлали с тем, чтобы потерять в следующем бою! И неизвестно, обрести ли нового. За стремена цеплялись жены и дети, говорили: «Не уезжай!», — рассказал Кургинян.

«Какой мечтой, чем надо было зажечь сердца, чтобы в этой ситуации собрать эту армию и победить? Какой мечтой надо быть воодушевленным, чтобы в самый страшный момент эсеровского мятежа посылать на строительство электростанций, казалось бы, никому ненужных, оставшиеся военные части, расходовать на это оставшиеся продовольственные и материальные ресурсы? Кем надо для этого быть, и кем был Ленин?» — задает вопрос философ.

Напомним, Сергей Кургинян обсуждает судьбу ряда государств, спасти которые от деградации и умирания могут только новые масштабные цели. В числе этих государств — Россия.