Специалист: место России в космической отрасли уже не первое
О состоянии дел в российской космонавтике с ведущим специалистом Самарского аэрокосмического предприятия в День космонавтики, 12 апреля, побеседовал корреспондент ИА Красная Весна.
Как Вы считаете, нужно ли России развивать космическую отрасль?
Да, конечно, освоение космоса — это вопрос выживания России как независимой страны. Никто, кроме нас самих, не обеспечит нас ни связью, ни информацией. Это карты, наблюдение за погодой, разведка в конце концов.
Как Вы оцениваете место современной России в космической сфере — занимаем ли мы лидирующие позиции или какие-то страны уже обошли нас?
На мой взгляд, место современной России в космической сфере уже не первое. Пилотируемая космонавтика развивается в Китае, а США скоро восстановят свою пилотируемую космонавтику. Во все прочих сферах, к сожалению, запас СССР уже исчерпан: «дальний» космос забыт много лет.
На Ваш взгляд, достаточно ли освещается тема космоса в российских СМИ, в отечественном искусстве и образовании?
О космосе российские СМИ, к сожалению, вспоминают только после неудач, распространяя слухи и сплетни.
Популяризацией космонавтики должны заниматься те, кто в этой отрасли работает или по крайней мере помогать тем (понимая, что это необходимо), кто желает это делать. Нельзя сказать, что ничего не делается в этом направлении. Например, совсем недавно (спустя 45 лет) Роскосмос открыл отчет о работе автоматической станции «Луна-2» и «Луноход-2». Сколько подобных материалов хранится в архивах и будет забыто? У нашей страны многолетняя история освоения космоса. Нельзя забывать опыт, труд и идеи сотен тысяч ученых и инженеров. Нужно рассказывать об этих людях, о стоявших перед ними задачах, о том, как они решали эти задачи. То, что обществу это интересно, говорит популярность последних художественных фильмов о космосе («Салют-7», «Время первых»).
Еще один пример (отрицательный) — музей РКК «Энергия», в котором сосредоточена материальная история пилотируемой космонавтики. Музей находится на территории предприятия, попасть куда, судя по тому, что написано на сайте музея, можно только по согласованию и по предварительной записи за месяц до посещения…
Мне кажется, нельзя сказать о том, что проводится какая-то систематическая работа, направленная на популяризацию космонавтики и вообще инженерной деятельности. Достаточно посмотреть на представительства предприятий космической отрасли в интернете: школьник или студент вряд ли найдет там что-то интересное для себя.
На Ваш взгляд, насколько актуальна космическая тема для современного российского общества?
Будущее человечества (его лучшее будущее), неизбежно связано с космосом — с освоением околоземного пространства. Если у общества есть образ своего будущего, если его силы направлены на то, чтобы это будущее стало реальным и настоящим, то мечты и ожидания такого общества неизбежно будут связаны с космосом. Но думаю, что такие мечты сейчас, к сожалению, не актуальны для большинства.
Как Вы оцениваете состояние своей отрасли? Существует ли в космической отрасли проблема кадров и если да, то предпринимаются ли какие-то шаги для ее решения?
Предприятиям космической отрасли сложно конкурировать на рынке труда по уровню зарплаты. Это, конечно, определяет и квалификацию тех, кто приходит работать в отрасль.
Кто и как должен решать проблемы космической отрасли в России?
Космическая отрасль околовоенная по своему происхождению, об ее большей открытости, которая будет полезна и обществу, и отрасли, должна подумать государственная власть.