Кургинян: ничто не смогло изменить код русского народа

Степан Александровский. Портрет Фёдора Тютчева (фрагмент).1876
Степан Александровский. Портрет Фёдора Тютчева (фрагмент).1876

Никакие перипетии не смогли изменить имперско-собирательный код русского народа, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 апреля в эфире передачи «Право знать» на канале ТВЦ.

Аналитик напомнил о знаменитом стихотворении великого русского дипломата и поэта Федора Ивановича Тютчева, в котором тот увековечил фразу: «В Россию можно только верить». «А потом некий Губерман написал эпиграмму, которая страшно понравилась нашей интеллигенции. Давно пора „туды-то“ мать, умом Россию понимать», — добавил Сергей Кургинян, имея в виду поэта Игоря Губемана, прославившегося так называемыми «гариками» — матерными стихотворениями.

Режиссер подчеркнул, что именно ум Тютчева на несколько порядков выше ума автора эпиграммы, «даже если посмотреть на портрет Тютчева и фотографии Губермана». Причина, по которой такие вещи пишут Губерман и ему подобные, уверен философ, в том, что они «хотят сделать Россию постижимой их вот таким умом».

«Вот этот разговор о величии России, которому надо только верить, он соединяется со словами Тютчева, когда Бисмарк сказал, что государство строится „железом и кровью“», — напомнил Кургинян о другом знаменитом высказывании великого поэта. В ответ на это высказывание Тютчев сказал, «а мы попробуем… любовью, а там увидим, что прочней».

«Вот это каким-то невероятным способом укоренено в любой русской душе, нас всех называют русскими, вот укоренено там, кроме малого количества совсем омещаненных групп, которые готовы от этого отказаться», — подытожил эксперт. «Вот этот имперско-собирательный код русского народа невероятно силён, и никакое это изменение России в национальную сторону, и никакие измены окраин, и никакие другие вещи этот код не изменили, и контрастность украинского и русского кода стала ошеломительной. Я ее не ждал», — резюмировал Кургинян.

Напомним, что ранее Сергей Кургинян в одном из выпусков передачи «Предназдначения» предложил создателям скандальной консервативной школы в Российском государственном гуманитарном университете в качестве одного из вариантов назвать ее именем Тютчева, вместо сотрудничавшего с нацистами философа Ивана Ильина. Известно, что Федор Иванович Тютчев был консервативным мыслителем, и, тем не менее, его глубоко гуманистическая поэзия стала неотъемлемой частью не только дореволюционной, но и советской культуры.