Кирби: рейс Баку — Грозный могла сбить ПВО России
О существовании свидетельств, которые указывают на то, что самолет, следовавший по маршруту Баку — Грозный, мог быть поражен средствами ПВО России, но при этом не назвал ни одного признака, рассказал Джон Кирби, координатор стратегических коммуникаций совета нацбезопасности Белого дома, в ходе специального брифинга 27 декабря, сообщает РИА Новости.
Как заявил Кирби: «Мы видели первичные признаки того, что могло бы указывать на возможность того, что самолет был сбит российской системой ПВО».
Он сообщил, что Соединенные Штаты Америки выразили готовность оказать содействие в расследовании инцидента и выразили уважение к усилиям Казахстана и Азербайджана по установлению обстоятельств произошедшего.
На прямой вопрос о том, есть ли какие-либо свидетельства того, что самолет, выполнявший рейс Баку — Грозный, был сбит средствами противовоздушной обороны Российской Федерации, Кирби не дал ответа.
В то же время он отметил: «Но эти первичные признаки есть. Но хочу прояснить, это только первичные указания, расследование продолжается, и я не хочу забегать вперед о том, где мы сейчас находимся».
На борту самолета Embraer 190, который следовал по маршруту Баку — Грозный, произошло ЧП. Это случилось утром 25 декабря недалеко от города Актау, расположенного на западе Казахстана.
По предварительным данным Росавиации, командир воздушного судна решил уйти на запасной аэродром в Актау из-за столкновения с птицами. На борту находились 62 пассажира и пять членов экипажа.
По информации МЧС Казахстана, в результате происшествия выжили 29 человек. По данным посольства РФ, среди них девять граждан России. Всего на борту находились 16 граждан РФ.
Министр цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики Рашад Набиев сообщил, что воздушное судно авиакомпании Azerbaijan Airlines подверглось внешнему воздействию. По информации, полученной от пассажиров и членов экипажа, выживших в результате инцидента, во время полета над городом Грозный был слышен звук, похожий на взрыв.
Авиакомпания AZAL сообщила, что с 28 декабря временно приостанавливает рейсы из Баку в ряд городов России. Такое решение было принято по итогам предварительного расследования крушения самолета под Актау. Согласно результатам расследования, на борт самолета было оказано физическое и техническое воздействие.
В пятницу 28 октября руководитель Росавиации Дмитрий Ядров рассказал о том, что в день авиакатастрофы ситуация была крайне напряженной. В это время украинские боевые беспилотники совершали террористические атаки на гражданскую инфраструктуру Грозного и Владикавказа. В связи с этим в районе аэропорта Грозный был введен режим «Ковер», который подразумевает немедленное покидание воздушного пространства всеми воздушными судами.
Кроме того, по словам Ядрова, в районе аэропорта Грозный наблюдался плотный туман, из-за которого на высоте 500 метров не было видно ничего.
Командир воздушного судна предпринял две безуспешные попытки посадить самолет в Грозном. Ему были предложены другие аэропорты, но он решил следовать в аэропорт Актау.