Мнения о происхождении человеческого белка в коронавирусе разошлись

Изображение: Михаил Рифтин © ИА Красная Весна
Микроскоп
Микроскоп

Вероятность мутации генетической последовательности SARS-CoV-2, содержащей вставку, идентичную фрагменту человеческому белка и позволяющей вирусу проникать внутрь клетки человека, ничтожно мала, заявил генетик, профессор Геттингенского университета Германии Константин Крутовский, 4 июня сообщает «Известия» со ссылкой на ученого.

Результаты открытия ученых из Кембриджского университета наличия в генетической последовательности РНК-вируса, вызывающего коронавирусную инфекцию, вставки из восьми аминокислот, идентичных такой же комбинации в организме человека на участке S1/S2, были опубликованы в британском научном журнале eLife в конце марта. Ученые обнаружили, что вкрапление расположено именно в том месте генома, которое отвечает за проникновение вируса внутрь клетки человека. Авторы статьи доказали, что подобная вставка является исключительным феноменом, такой не встречается ни в одном из известных коронавирусов.

По версии Крутовского, такому явлению есть несколько объяснений. Первую версию естественного происхождения вставки генетик счел маловероятной.

«Конечно, это может быть случайной мутацией-вставкой, но вероятность такого события ничтожна мала», — отметил ученый.

Согласно второй гипотезе, вирус мог перейти к человеку от промежуточного носителя коронавируса, у которого вставка мутировала в процессе естественного отбора, но такой носитель в настоящее время не выявлен.

«Третий: вирус уже давно существовал в популяции людей, либо его пассировали (выращивали в лабораторных условиях) на клетках человека. И четвертый: ее искусственно вставили», — привел свои доводы эксперт.

Однако, по мнению декана факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета, доктора биологических наук, профессора Алексея Ермакова, адаптация коронавируса к организму человека, основанная на приобретении новых молекулярных качеств, выглядит вполне органично.

«Эта работа подтверждает гипотезу о естественном происхождении SARS-CoV-2 от коронавирусов летучих мышей и, возможно, панголинов (отряда плацентарных млекопитающих)», — сообщил Ермаков.

Профессор назвал процесс перехода вируса от животных к человеку «просто эволюцией», отметив, что именно способность к изменчивости обеспечивает многообразие видов.

«Мутации случаются беспрерывно. Но одни, бесполезные, исчезают, а выгодные остаются надолго. Так случилось, что произошла выгодная для вируса ошибка — спонтанное нарушение генетического кода — и благодаря ей он стал более приспособлен к нынешним условиям», — уточнил доктор наук.

С этой версией согласился специалист по коронавирусам, заведующий лабораторией экологии микроорганизмов ДВФУ и лаборатории вирусологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН Михаил Щелканов. Вирусолог заметил что мутация, открытая биоинформатиками из Кембриджа, опровергает искусственное происхождение коронавируса.

«Иначе мы бы любую мутацию вируса, имеющую положительный селективный эффект и повышающую его экологическую пластичность, должны были бы объявить искусственной. Все вирусы существуют в виде облака вариантов, из которого отбираются наиболее приспособленные к тем или иным условиям», — подчеркнул Щелканов.

Однако ещё в марте микробиолог, общественный деятель, эксперт по химическому и биологическому оружию, участник комиссии по разоружению в Республике Ирак, бывший советник генерального секретаря ООН Кофи Аннана, бывший член комиссии ООН по биологическому оружию Игорь Викторович Никулин в интервью ИА Красная Весна подчеркнул, что «коронавирус был разработан в военно-биологических лабораториях Соединенных Штатов Америки».

Никулин упомянул публикацию в журнале Nature в 2015 году, где говорилось о проведении успешных экспериментов «по модификации коронавируса китайской летучей мыши, которые позволили проникать коронавирусу в клетки человека».

Лидер движения «Суть времени», политолог Сергей Кургинян 26 апреля в авторской передаче «Смысл игры», отметил, что «расколы внутри научного сообщества говорят, что либо они (деятели науки) ничего не знают, либо они ангажированы».