1. Война идей
  2. Вспышка нового коронавируса
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

Борьба с инфекцией может сделать людей человечнее — эксперт

Представление борьбы с инфекцией как войны с невидимым врагом ненаучно, однако необходимо, считает профессор философии Стивен Асма. Об этом он пишет в статье, опубликованной 16 апреля в New York Times.

По мнению автора статьи, у вируса нет цели нанести вред человечеству, однако если мы будем отождествлять борьбу за здоровье человечества с войной, это лучше поможет нам подготовиться к будущим испытаниям и изменит нас к лучшему.

Взгляд на эпидемию как на эпизод борьбы в за выживание, каким его видел Дарвин, верен с научной точки зрения, однако отвергается людьми, не принимающих «пугающего равнодушия природы». Человеку гораздо проще вообразить, что ему противостоит некий злодей и бороться с ним. В этом, по мнению автора, состоит религиозное и мифологическое наследие человечества и оно по-прежнему довлеет над нами.

«Представление о нашей жизни, как о полной драматизма борьбе со встречающимися нам врагами (микроскопическими или макроскопическими) может помочь изменить наши души и умы, укрепить нашу убеждения, подвигнуть на жертвы и тем самым изменить исход эпидемий и других испытаний и невзгод», — пишет автор.

Впрочем, автор предостерегает и от опасностей «мифопоэтического» отношения к подобным природным опасностям. Он указывает на возможность того, что эти взгляды могут быть использованы политическими лидерами для манипуляции общественным сознанием, когда энергия противостояния может быть перенаправлена против какой-либо этнической группы, назначенной «козлом отпущения».

«Как представитель естественных наук, я отвергаю теологическую версию о человеческой исключительности, но как философ, я склонен признать, что ничто для нас не имеет определенной ценности до тех пор, пока мы не вообразим себе ее. Раз мы не можем обнаружить нашей видовой ценности объективно, изучая законы природы, мы должны утвердить эту ценность. И просто заявить, что Вселенная гораздо более замечательна с нами, чем без нас», — заключает Стивен Асма.