logo
Новости
/ Санкт-Петербург

Режиссер Бутусов: в женском исполнении роли Гамлета нет ничего необычного

Цитата из х/ф «Гамлет». Реж. Лоуренс Оливье. Великобритания. 1948Цитата из х/ф «Гамлет». Реж. Лоуренс Оливье. Великобритания. 1948

В моем новом спектакле «Гамлет» главную роль играет женщина, и в этом нет ничего необычного, заявил худрук Санкт-Петербургского академического театра им. Ленсовета Юрий Бутусов. Такое мнение он выразил 25 декабря на пресс-конференции, посвященной планам развития театра, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Новая постановка в петербургском театре им. Ленсовета уже не первое обращение режиссера к трагедии Шекспира «Гамлет». Рассказывая про нее, режиссер отметил: «В главной роли играет актриса Лаура Пицхелаури, и с этим тоже связан какой-то такой интерес большой к этому спектаклю. Хотя мне кажется, что в общем-то здесь нет ничего такого необычного. В истории театра такие случаи бывали, и неоднократно. Один из самых известных — эту роль играла Сара Бернар. Ну и не только она одна. Здесь нет никакой специфики, связанной с тем, что это женщина. Эта роль — конечно, одна из самых важных ролей мирового репертуара, и человек, играющий эту роль, должен обладать душевными, духовными, интеллектуальными, физическими возможностями и способностями, для того чтобы погрузиться в этот невероятно трудный и глубокий мир».

Отвечая на вопрос, что именно дает женское исполнение мужской роли Гамлета, Бутусов сказал: «Это очень нежная пьеса. Нежная, светлая, чистая. Поэтому, это — женщина».

Особенностью нового спектакля является также то, что режиссер обратился не к хорошо известным переводам Пастернака или Лозинского, а выбрал новый перевод, выполненный в 2001 году Андреем Черновым. Со слов Бутусова, такой вариант его привлек новой лексикой. «Хочется обновления в смыслах», — заметил он. В новой постановке главный герой Гамлет не умирает, режиссер исключил из пьесы финальную сцену дуэли. По мнению Бутусова, Гамлет — это «давно уже миф, это не человек. Это духовная субстанция, не имеющая ни возраста, ни пола, ни веса, ни запаха».

Отметим, что режиссер обратился к творчеству Шекспира уже в седьмой раз. Впервые он поставил «Шекспира» на сцене МХТ им. Антона Чехова в 2005 году.

Напомним, в театр им. Ленсовета Юрий Бутусов был приглашен на постоянную работу по окончании Театральной академии СПГАТИ в 1996 году, где проработал в качестве режиссера до 2004 года. Затем он ставил спектакли в Москве, Южной Корее, Польше, Норвегии и Болгарии. В 2011 году вернулся в театр им. Ленсовета в качестве главного режиссера. В ноябре этого года комитет по культуре правительства Петербурга назначил главного режиссера театра имени Ленсовета Юрия Бутусова на должность художественного руководителя этого театрального коллектива.

Комментарий редакции

Эпатажные театральные постановки давно не диковинка на нашей сцене. Откровенными эротическими сценами на театральных подмостках уже никого не удивить. На повестку дня вышла новая тема — гендерного (полового) равенства, согласно которой женщины имеют право заменять мужчин везде — в том числе играть мужские роли в театре. Целью же так называемого гендерного подхода является изменение фундаментальных представлений о женственности и мужественности.

Чем является новый спектакль Бутусова по хрестоматийной пьесе Шекспира? Это попытка удивить и привлечь зрителя, перекормленного откровенными «постельными» сценами, или заигрывание с гендерной идеологией?