1. Политическая война
  2. Реальная Америка
Москва, / ИА Красная Весна

Злобин: Америка — глубоко провинциальная страна

Изображение: Анна Рыжкова © ИА Красная Весна
США
США

Глубоко провинциальной страной назвал Америку президент вашингтонского Центра глобальных интересов Николай Злобин 31 мая в эфире радиостанции «Вести.fm».

Злобин считает, что интерес рядовых граждан США не простирается дальше ближайших окрестностей — «улицы, школьного округа, графства». В лучшем случае — отдельно взятого штата.

«Средний американец очень мало интересуется и внешней политикой, и тем, что происходит в мире», — считает политолог. По его мнению, тут сказывается относительная географическая изолированность американского государства. США граничит только с двумя странами — Канадой и Мексикой, в то время как любое европейское государство находится в тесной территориальной взаимосвязи с множеством соседей.

Провинциальный менталитет американских обывателей, по словам Злобина, играет на руку актуальной элите США, которая может действовать с меньшей оглядкой на гражданское общество, чем в Европе и России.

Отметим, вплоть до середины XX века США исповедовали изоляционизм во внешней политике. До начала Второй мировой войны Америка очень редко участвовала в конфликтах на чужих территориях, если не считать нескольких военных вторжений в страны Латинской Америки. Активно вмешиваться в дела других континентов США стали лишь после того, как оформился биполярный мир. Распад СССР и упраздение Социалистического лагеря не уменьшило, а скорее даже подстегнуло американскую военную агрессию против «неугодных» государств. Так, с 2000 года американцы уже успели поучаствовать, по меньшей мере, в 7 военных конфликтах как интервенты.

Более того, американцы в последнее годы все меньше поддерживают внешнеполитические авантюры своего руководства. Так, по данным агентства Gallup, доля тех, кто считает иракскую кампанию ошибкой, в октябре 2005 года перевалила за 50% населения США и с тех пор не падала ниже этой отметки. Неуклонно снижается и процент сторонников сирийской кампании: если в апреле 2017 года против интервенции в Сирию выступали только 41% американцев, то ровно через год респонденты разделились пополам.

Помимо всего прочего, рядовые американцы в большинстве своем не интересуются политикой. Так, в 2016 году, по данным все того же Gallup, за событиями в мире пристально следили только 39% граждан США. Невнимание к глобальным проблемам соседствует в умах американцев с ощущением отчужденности от элиты. В частности, в сентябре 2015 года 79% респондентов Gallup заявляли, что Конгресс «где-то далеко» и вне контакта с простым народом.

Комментарий редакции

Если такие симпатизанты США, как Злобин, столь пространно рассуждают о недостатках Америки, то это означает некоторый сдвиг в сознании адекватных западников. Российских граждан за минувшую четверть века годы приучили считать рядового американца образцом гражданственности. В то же время сама идея ответственного гражданского общества — сугубо европейский продукт, воспринятый Новым Светом весьма специфически, если не сказать, превратно.

Да, действительно, в Америке каждому дают выговориться и тем самым «спустить пар» недовольства. Однако свобода слова, которой большинство американцев даже не спешит воспользоваться, сама по себе не гарантирует ни роста гражданского самосознания, ни участия в принятии государственных решений. Чтобы стать полноценным гражданином, недостаточно просто подойти к окну и прокричать «Хватит это терпеть!», подобно обывателям из фильма Сидни Люмета «Телесеть». У большинства же американцев, поглощенных провинциальной рутиной, не возникает и такого простого желания.