1. За рубежом: реальный мир
  2. Авиапроисшествия
Рейкьявик, / ИА Красная Весна

Отступающий ледник в Исландии открыл обломки американского бомбардировщика

Александр Дейнека. Будущие летчики (фрагмент). 1938
Александр Дейнека. Будущие летчики (фрагмент). 1938

Отступающий исландский ледник Эйяфьядлайёкюдль обнажил обломки американского бомбардировщика B-17 Flying Fortress, потерпевшего крушение на горном хребте Тоурсмёрк время Второй мировой войны. О этом 19 сентября сообщило издание Iceland Monitor.

О катастрофе, которая произшла 16 сентября 1944 года местные жители знали давно, так как всем десяти членам экипажа воздушного судна удалось выжить после падения и спуститься в долину, где на ближайшей ферме им была оказана помощь. Сам самолет был погребен под снегом и льдом, и только сейчас ледник начал возвращать обломки на свет.

За прошедшие десятилетия ледник разбил обломки корабля на множество частей, некоторые из которых до сих пор легко узнаваемы. Сегодня место крушения, которое выглядит, по сути, как свалка, является местной достопримечательностью и привлекает туристов и просто любопытных исландцев.

Обстоятельства аварии в 1944 году были немедленно засекречены, и только в 1996 году ВВС США раскрыли подробности происшедшего.

В момент крушения бомбардировщик направлялся в Англию, взлетев из аэропорта Кефлавик после технической посадки на дозаправку. В тот день погодные условия в Исландии были плохие, самолет сбился с курса, попал в нисходящий поток воздуха и врезался в ледник. К счастью, посадка была не очень грубой, потому что самолет приземлился на склон и скользил по снегу, пока не замер в сугробе. Одно из его крыльев было оторвано, и двигатели загорелись.

Когда самолет остановился, оказалось, что некоторых членов экипажа выбросило из кабины через разрывы в фюзеляже. Один из летчиков был погребен в снегу, но его спасли товарищи. Тем, кто оставался на борту, удалось выбраться наружу.

Люди нашли укрытие у ближайшей скалы, но как только огонь погас смогли вернуться к месту крушения. Они не знали где находятся, и не могли послать экстренное сообщение в ВВС США.

Через два дня после катастрофы, увидев внизу в долине свет, летчики решили покинуть ледник и направиться к населенным пунктам. Они спустились с ледника, и некоторым из них удалось пересечь ледниковую реку Маркарфльоут и добраться до фермы, откуда была снаряжена спасательная экспедиция за оставшимися.

Сообщается также, что перед тем как лед полностью поглотил разбитую машину, американские военные провели две экспедиции на ледник. Первая добралась до места крушения и изъяла оттуда какие-то предметы. К тому времени половина самолета уже была засыпана снегом. Второй группе пришлось развернуться, не дойдя до места крушения.

Напомним, Boeing B-17 Flying Fortress («Летающая крепость») — первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.

После выпуска в серию, самолёт сразу стал легендой, в частности, благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях. Так, были случаи, когда самолёт возвращался на базу при одном работающем двигателе из четырёх, с огромными дырами в корпусе и почти разрушенным хвостовым оперением. Девять (позднее — двенадцать) пулемётов Браунинг M2 калибра 12,7 мм обеспечивали ему достаточную защиту.