ЦБ объяснил цели расширения системы «Знай своего клиента» на физлиц

Исидор Кауфман. Деловая операция.
Исидор Кауфман. Деловая операция.

Платформа «Знай своего клиента», распространенная на физических лиц, снизит нагрузку на банки и граждан, 17 сентября заявил журналистам директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский в ходе международного банковского форума «Банки России — XXI век».

По его словам, если клиента в результате оценки определят в группу низкого риска, то банки не будут запрашивать у него дополнительную информацию и уж тем более не будут отказывать. «Потому что сегодня банки во многих случаях перестраховываются, чтобы не иметь претензий со стороны регулятора. Перестраховка приводит к тому, что дополнительные издержки несут абсолютно добросовестные клиенты», — сказал представитель Банка России.

Как отметил Ясинский, сначала платформу проверят на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Только после этого систему распространят и на физлиц. Это может случиться через 1–1,5 года.

Одной из главных причин для такой задержки он назвал отсутствие у физлиц обязательного универсального номера. Это затрудняет анализ всей платежной истории в режиме реального времени.

Напомним, ранее Банк России сообщал о создании системы, которая бы позволяла финансовым организациям определять степень рисков, связанную с конкретным клиентом. Оценка будет проводиться по объективным критериям. Среди рисков будут числиться операции по отмыванию доходов и финансирование терроризма.

Согласно выступлению Ясинского, ЦБ наметил полноценный запуск системы на 1 июля 2022 года.