Будущие пандемии будут иметь те же причины, что и древние вспышки инфекций
Ученых пугает частота, с которой в последнее столетие возникают тяжелые пандемии, 8 мая сообщает The Conversation.
Последняя пандемия была ужасной, но COVID-19 — лишь одно из многих инфекционных заболеваний, возникших с начала этого столетия. С 2000 года в мире произошло 15 новых эпидемий Эболы, глобальное распространение штамма гриппа, подобного 1918 году (испанка), и крупные вспышки трех новых и необычайно смертоносных коронавирусных инфекций: SARS, MERS и, конечно же, COVID-19. Каждый год исследователи открывают два или три совершенно новых патогена — вирусы, бактерии и микропаразиты, которые вызывают заболевания и убивают людей.
Генетические исследования подтверждают, что большинство этих патогенов действительно являются новыми для человеческого вида. Еще более тревожным является то, что эти заболевания появляются все чаще.
Несмотря на то, что инфекции появляются совершенно новые, первичные факторы, приведшие к их возникновению, достаточно древние. Исследования в области антропологии обнаруживают, что это прежде всего человеческие факторы. Питание, совместное проживание и даже отношение друг к другу — это все влияет на возникновение пандемий.
Первая крупная волна новых инфекций произошла с началом неолитической революции около 12 000 лет назад, когда люди начали переходить от собирательства к земледелию как основному средству существования.
До этого человеческие инфекции, как правило, носили легкий и хронический характер и представляли собой управляемые инфекции, которые люди переносили с места на место. Но постоянная аграрная жизнь принесла с собой острые и опасные инфекции, с которыми человечество знакомо и по сей день. Этот глобальный сдвиг стал первым эпидемиологическим переходом человечества.
Сельское хозяйство само по себе не было причиной. Скорее, это были основные изменения образа жизни, связанные с этим новым предприятием. Сельское хозяйство снабжало людей высококалорийными зернами, но зачастую это происходило за счет разнообразия рациона, что приводило к ослаблению иммунитета от дефицита питательных веществ.
Человеческое население резко возросло, как и число крупных и густонаселенных сообществ, которые могли поддерживать передачу более смертоносных патогенов.
Наши древние предки одомашнили животных ради еды и труда, а их близость друг к другу создавала возможности для того, чтобы болезни скота перерастали в болезни человека.
Наконец, социальная иерархия новых аграрных обществ привела к неравенству в распределении основных ресурсов для здорового образа жизни.
Эти проблемы существования, расселения и социальной организации были коренными причинами первого серьезного перехода человечества к болезням.
За десяток тысячелетий эти закономерности распространились по миру. Они сохранялись до 19-го и 20-го веков, когда ожидаемая продолжительность жизни выросла вместе с резким снижением инфекционных заболеваний в странах с высоким и средним уровнем жизни.
Примечательно, что наибольшая часть этого снижения произошла до открытия эффективных антибиотиков и большинства вакцин, которые используем сегодня. Улучшение здоровья произошло главным образом благодаря немедицинским факторам, таким как улучшение методов ведения сельского хозяйства и распределения продуктов питания, крупные проекты в области санитарии и жилищные реформы в бедных районах.
Это были значительные перемены, которые в первую очередь привели к возникновению инфекционных заболеваний. Они и привели ко второму эпидемиологическому переходу человечества.
Эта вторая модель не была панацеей. Несмотря на общее улучшение здоровья, хронические неинфекционные заболевания, такие как болезни сердца и рак, стали основными причинами смертности людей.
Большинство стран с низкими доходами пережили более позднюю версию этого перехода после Второй мировой войны, но их улучшение здоровья от снижения заболеваемости было значительно меньшим, чем у их более богатых коллег.
Благодаря способности патогенов свободно перемещаться через границы, эти последствия могут быстро стать проблемой для каждого.
В последние десятилетия взаимосвязи между человечеством достигли такой степени, что почти все сейчас живут в единой глобальной среде болезней. Границы больше не сдерживают распространение отдаленных вспышек. Пандемия COVID-19 ярко проиллюстрировала эту новую реальность, когда вирус SARS-CoV-2 распространился по всему миру всего за несколько недель.
Пандемия COVID-19 также продемонстрировала, как инфекционные и неинфекционные заболевания могут синергически взаимодействовать друг с другом, приводя к еще худшим результатам, чем простая сумма каждого заболевания.
В совокупности эти проблемы подготовили почву для сближения моделей заболеваний, наблюдаемых сегодня. Это третий эпидемиологический переход: рост новых, вирулентных и лекарственно-устойчивых инфекций, происходящих в быстро стареющем и тесно взаимосвязанном мире.
К сожалению, нынешняя ситуация влечет за собой рост вспышек новых и смертельных инфекций. Коренные причины этих вспышек кроются в таких областях, как коммерческое сельское хозяйство, урбанизация населения и проблемы бедности на фоне экономического роста.
Несмотря на масштабы этих определяющих факторов, по сути, это те же самые проблемы существования, расселения и социальной организации, которые существовали 12 000 лет назад. Решение этих повторяющихся проблем не просто подготовит мир к будущим пандемиям, но и поможет предотвратить их возникновение.