Политический кризис в Тунисе. Мнения сторон
Президент Туниса Кайс Саид 25 июля уволил премьер-министра страны и заморозил деятельность парламента. Оппоненты обвинили его в государственном перевороте.
ПРЕЗИДЕНТ
Саид заявил, что его действия соответствуют конституции, являются ответом на «лицемерие, предательство и грабеж прав народа» со стороны политического класса, и отрицал проведение государственного переворота. Он предупредил, что яростное сопротивление будет встречено «пулями».
ПАРЛАМЕНТ
Спикер парламента Рашед Ганнуши, глава крупнейшей в парламенте умеренной исламистской партии «Ан-Нахда», назвал этот шаг государственным переворотом и призвал тунисцев выйти на улицы против него. «Кайс Саид втягивает страну в катастрофу», — заявил он турецкому телевидению.
Следующие три крупнейшие партии — «Сердце Туниса», «Аттаяр» и «Карама» — также посчитали действия президента государственным переворотом.
«Чааб», получивший 15 из 217 мест, была самой крупной партией, поддержавшей Саида, заявив, что он «исправил революционный путь».
Партия Абира Мусси, выступавшая против революции 2011 года и получившая в этом году победу в опросах общественного мнения, никак не прокомментировала действия президента.
СВЕРГНУТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО
Ни премьер-министр Хичем Мечичи, ни кто-либо из его кабинета публично не прокомментировали шаг Саида. Мечичи не появлялся на публике с момента объявления, но источники в службе безопасности сообщили, что он находится дома и не арестован.
Саид заявил, что он также заменит министров юстиции и обороны. Он не сказал, останутся ли другие члены кабинета.
МОГУЩЕСТВЕННЫЙ СОЮЗ
Профсоюз UGTT, насчитывающий миллион членов и ранее игравший важную роль в разрядке политического кризиса, избегал прямой критики Саида после того, как его лидер встретился с ним 26 июля.
Союз считает, что Саид должен быстро отказаться от чрезвычайных мер, указанных в конституции, и разработать четкую дорожную карту, чтобы развеять опасения о нападении на демократию.
ДРУГИЕ ТУНИССКИЕ ДЕЯТЕЛИ
Бывший президент Монсеф Марзуки, который помогал контролировать переход к демократии, заявил, что шаг Саида был переворотом. Он сказал, что тунисцы могут надеяться, что это выход из политического кризиса, но он опасается, что это начало перехода «в еще худшую ситуацию».
СЕВЕРНАЯ АФРИКА
Саид говорил по телефону с президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном, но об их разговоре нет информации.
В Египте, где правительство подавило движение «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), долгое время считавшееся сторонником «Ан-Нахды», официальной реакции не последовало, но государственные СМИ представили этот шаг Саида как часть борьбы с террористической организацией «Братья-мусульмане» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).
Соседняя Ливия сама разрывается между соперничающими группировками. Командующий Халифа Хафтар в восточной Ливии, который представляет себя бичом исламистов, приветствовал шаг Саида. Один из членов базирующегося в Триполи правительства, в состав которого входят некоторые исламисты, выразил обеспокоенность.
БЛИЖНИЙ ВОСТОК
«Ан-Нахда» десятилетиями рассматривала президента Турции Тайипа Эрдогана как союзника. Пресс-секретарь правящей партии АК Омер Челик заявил в Twitter, что действия Саида равносильны государственному перевороту.
Официальная реакция стран Персидского залива была в значительной степени приглушенной, хотя Бахрейн, который часто идет в политическом ногу с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, заклятыми врагами «Братьев-мусульман» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), выразил «надежду на то, что братский Тунис достигнет добра и развития для большей стабильности и процветания».
ЗАПАДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ
Соединенные Штаты и западноевропейские страны в течение многих лет расточали похвалы Тунису за принятие демократии. 26 июля они в основном не спешили реагировать на действия Саида и, похоже, не были уверены, осуждать их или одобрять.
Европейский союз настоятельно призвал всех политических деятелей Туниса уважать конституцию страны и избегать насилия.
Представитель министерства иностранных дел Германии заявил, что приостановление работы парламента было основано на «довольно широком толковании конституции». Выразив озабоченность по поводу развития событий, пресс-секретарь отметил «хороший, впечатляющий прогресс» Туниса, свидетельствующий о том, что демократия укоренилась с 2011 года.
«Мы не хотим называть это переворотом, — сказал пресс-секретарь в ответ на вопрос журналиста. — Мы, безусловно, будем добиваться переговоров с послом Туниса в Берлине».
26 июля США заявили, что обеспокоены развитием событий в Тунисе, и призвали к спокойствию, но не определили, имел ли место государственный переворот.
Франция призвала как можно скорее обеспечить верховенство закона в Тунисе и призвала все политические партии воздерживаться от насилия.
Оба заявления прозвучали более чем через 20 часов после указа Саида.
Председатель Европарламента Дэвид Сассоли в своем Твиттере заявил: «Мы призываем все стороны в Тунисе восстановить порядок и вернуться к диалогу. Борьба с пандемией и интересы народа должны быть в центре всех политических действий».