National Interest оценили «большую стратегию» США и «безумный стиль» Трампа

Жан-Леон Жером. Бонапарт перед Сфинксом. 1868
Жан-Леон Жером. Бонапарт перед Сфинксом. 1868

«Эпоха Трампа» не станет отказом от «большой стратегии», но будет ареной борьбы неизменного курса США с усиливающимися интересами Китая и России, по мнению заведующего кафедрой морской стратегии в Военно-морском колледже США Джеймса Холмса, опубликованному 18 мая в статье на National Interest.

Полемизируя с авторами статьи «Конец Великой стратегии», опубликованной в майском номере журнала Foreign Affairs и содержащей критику политики действующей президентской администрации Дональда Трампа, американский эксперт предложил вернуться к основам понимания стратегии, напомнив, что согласно одному из теоретиков «большой стратегии» Бэзилу Лидделу Гарту стратегия представляет собой единство целей, средств и путей достижения целей, коими являются национальные интересы США.

Далее Холмс сделал краткий экскурс в историю развития стратегической мысли в США от Альфреда Тайера Мэхэна, автора теории использования «морской мощи» для организации торгового и политического доступа в стратегически важные районы мира, до Николаса Джона Спикмэна, адаптировавшего принципы Мэхэна под задачи опережающего сдерживания «враждебных сил» в стратегически важных прибрежных зонах Западной Европы и Юго-Восточной Азии.

Подчеркнув, что в силу географического положения США вынуждены придерживаться стратегии, ориентированной на морское господство, Холмс проанализировал преемственность военно-морских стратегий США времен президентства Джорджа Буша-младшего, Барака Обамы и военной стратегии администрации Трампа. Он указал на отсутствие принципиальных различий в их базовых принципах, отметив лишь смещение приоритетов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Индо-Тихоокеанский, вполне оправданное в силу планов по переносу производств из Китая в Индию.

Подытоживая статью, американский эксперт заявил, что «Великая стратегия» жива до тех пор, пока республиканская Америка может сменять лидеров, как это некогда делал Рим. Холмс провел параллели между Трампом, приносящим во внешнюю политику и стратегию «безумный стиль», и Фабием Максимом, «спасителем Рима» в период Второй Пунической войны, использовавшим тактику изнурительного затягивания войны против Ганнибала для того, чтобы выиграть время и собрать республику вместе, которого затем сменил Сципион Африканский, разрушивший Карфаген.

Напомним, теория «большой стратегии» является одной из самых распространенных и очень по-разному понимаемой совокупностью концепций в западной политической науке, общей идеей которых является использование всего арсенала имеющихся ресурсов и средств для достижения глобального доминирования США.