1. Политическая война
  2. Развитие регионов
Москва, / ИА Красная Весна

Конституционные суды в регионах изначально были мертворожденными — эксперт

Ликвидация в России региональных конституционных (уставных) судов является констатацией факта провальности самой концепции таких судебных органов в нашей стране, заявил кандидат юридических наук Константин Чепрасов 17 ноября, в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна.

По словам эксперта, создание конституционных (уставных) судов в 90-е годы было обусловлено скорее идеологическими причинами, нежели потребностями государственного управления.

«Конституционные (уставные) суды были изначально мертворожденными как с точки зрения своей концепции, так и в плане реализации проекта на практике. Хотели продемонстрировать какой в России продвинутый федерализм, но получилось, что эти суды стали чем-то вроде атрибутов престижа для богатых регионов, которые могут себе это позволить», — заявил Чепрасов.

Эксперт отметил, что такие суды как правило состояли из трех-пяти судей, реже — из шести-семи. В теории они должны были проверять на соответствие региональной конституции (уставу) правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, однако в реальности некоторые суды могли за год не вынести ни одного решения.

«Поскольку Россия после перестроечной смуты пошла по пути централизованного федерализма, а децентрализация в нашей стране — это по сути суицид, то и концепция конституционных (уставных) судов потеряла всякий смысл, поскольку регионы при издании правовых актов во всем стали ориентироваться на федеральный центр», — подчеркнул эксперт.

В итоге, подытожил эксперт, на сегодня в стране насчитывается лишь 15 конституционных (уставных) судов и власти, по всей видимости, решили все-таки ликвидировать этот не оправдавший себя институт.

«В конечном счете проблемой конституционных (уставных) судов стало то, что они не обрели, да и не могли обрести какой-либо независимости, а значит не стали тем субъектом, который мог бы эффективно решать конфликты полномочий между различными госорганами региона. В случае клинча законодательной и исполнительной властей в регионе, стороны предпочитали обращаться в федеральный Конституционный суд, имеющий качественно иные авторитет и компетенцию», — пояснил Чепрасов.

Напомним, ранее российская Госдума приняла во втором чтении законопроект, предполагающий ликвидацию конституционных (уставных) судов в регионах России.