1. Классическая война
  2. Вооруженные силы Японии
Осака, / ИА Красная Весна

The Japan Times рассказала о новом космическом подразделении Японии

Изображение: Коллаж Федор Дорофеев @ ИА Красная Весна
Флаг нового подразделения японских вооруженных сил
Флаг нового подразделения японских вооруженных сил

Большую статью про новое космическое подразделение японских вооруженных сил опубликовала 2 июня The Japan Times.

В статье в частности говорится:

Первое подразделение космических операций было создано в министерстве обороны Японии 18 мая

Создание «космической эскадрильи» знаменует собой большой шаг вперед в космических амбициях нации в то время, когда из-за увеличения числа запусков спутников ближний космос Земли переполнен больше, чем когда-либо.

Какова структура и миссия эскадрильи космических операций?

Новая эскадрилья, расположенная на Токийской авиабазе Фучу, входит в состав Сил воздушной самообороны. Она пока состоит из 20 человек, и постепенно будут расширена до 100 к 2023 году.

Официальная миссия эскадрильи — защищать японские спутники от повреждений, включая вооруженные нападения, следить за космическим мусором и метеоритами, отлеживать чужие спутники. Все это будет производиться в сотрудничестве с Космическим командованием США, созданным в прошлом году, и насчитывающим 16 000 гражданских и военных сотрудников, Министерством обороны США и Японским агентством аэрокосмических исследований (JAXA). При этом важно отметить, что эскадрилья, вопреки своему названию, не имеет никакого оружия для защиты спутников.

Как же произошло создание эскадрильи?

Исторически позиция Японии заключалась в том, что все космические разработки должны осуществляться только в мирных целях. Резолюция парламента 1969 года, когда было создано Национальное агентство по освоению космического пространства Японии (NASDA), призывала к освоению космоса только в мирных целях.

Эта официальная политика сохранялась до 2008 года, когда был принят Основной Закон о космосе. Этот закон, в частности, позволил Японии расширить свои усилия по освоению космического пространства в видах национальной безопасности и в соответствии с другими международными соглашениями по космосу.

С самого начала разработки японских космических программ первостепенное значение имело сотрудничество с Соединенными Штатами, особенно с Министерством обороны и американскими оборонными фирмами. В апрельских руководящих принципах оборонного сотрудничества США и Японии от 2015 года содержался раздел, посвященный космосу. Он обязал обе страны оказывать друг другу поддержку в области космической ситуационной осведомленности (SSA). Проще говоря, это означало, что Япония и США будут совместно разрабатывать технологии, которые позволят более эффективно отслеживать естественные и искусственные космические объекты на орбите Земли.

Создающиеся по этому соглашению новые структуры, частью которых является новая японская эскадрилья, будут выявлять и противодействовать угрозам как для своих спутников, так и для спутников третьих стран, например, Австралии.

В дополнение к SSA в руководящих принципах 2015 года перечислялся ряд областей, связанных с космосом, в которых будут сотрудничать американские и японские военные. К ним относятся, в частности, разработка радиолокационных систем раннего предупреждения и систем связи, а также систем разведки, наблюдения, разведки, командования и управления, связи и метеорологического наблюдения.

Япония и США также договорились, что в тех случаях, когда их космические системы находятся под угрозой, вооруженные силы США и силы самообороны будут сотрудничать для снижения риска и предотвращении ущерба.

Почему создание космической эскадрильи было необходимо?

В видеообращении с поздравлением к Силам самообороны по поводу создания космической эскадрильи американские официальные лица говорили о конкретных угрозах в космосе со стороны других стран. Генерал-лейтенант Кевин Шнайдер из пятой воздушной армии, расположенной в префектуре Канагава, предупредил, что Китай, Северная Корея и Россия потенциально могут нарушить региональный мир и стабильность, и что угрозы продолжают расти экспоненциальными темпами. И США и Япония все больше беспокоится о том, что все больше спутников из этих стран, особенно Китая, могут атаковать спутники, глушить сигналы или создавать обломки, которые могут вызвать проблемы.

Какова роль США в новой космической эскадрилье и космической стратегии Японии?

У США и Японии есть целый ряд способов координации политики. Всеобъемлющий диалог США и Японии по космосу объединяет представителей космических, технологических и военных министерств и ведомств. С американской стороны заседания проходят под сопредседательством представителей Национального космического совета и Совета национальной безопасности. С японской стороны сопредседателями являются представители Министерства иностранных дел и секретариата национальной космической политики кабинета министров.

Среди других инициатив эта группа объявила в 2019 году, непосредственно перед совещанием Группы 20 в Осаке, что будет поощряться участие частного сектора в развитии космической техники, особенно в области SSA, из обеих стран. Япония и США также объявили в прошлом году о планах разместить американскую сенсорную технологию SSA на японской квази-зенитной спутниковой системе, которая совместима со спутником GPS.

Каковы нетехнические проблемы, с которыми сталкивается эскадрилья при организации операций?

Самая большая из них, по-видимому, заключается в отсутствии юридического прецедента для такой эскадрильи и в том, как сделать ее эффективной, не нарушая пацифистскую конституцию.

При реагировании на реальные или предполагаемые военные угрозы в космосе может не хватить времени для подтверждения того, что нападение со стороны враждебной иностранной державы действительно неизбежно и упреждающий контрудар оправдан в соответствии с Конституцией. Это, вероятно, вызовет ожесточенные дебаты в парламенте и среди ученых-конституционалистов и военных экспертов о том, какие правовые и оперативные ограничения должны быть установлены для такой эскадрильи, чтобы избежать случайного столкновения в конфликте, который может начаться в пределах космического пространства, но при этом быстро перерасти в наземный конфликт.