1. Культурная война
  2. Столетие Октября
Москва, / ИА Красная Весна

Парадный вход в Пушкинский музей в Москве оказался засажен березами

Изображение: Сергей Дудченко © ИА Красная Весна
Музей им. Пушкина. Цай Гоцян
Музей им. Пушкина. Цай Гоцян

Парадный вход в Пушкинский музей в Москве оказался загорожен детскими колясками с насаженными поверх них березами. Об этом сообщает 14 сентября собственный корреспондент ИА Красная весна.

Перед фасадом ГМИИ им. А.С. Пушкина появилась гигантская инсталляция, созданная китайским современным художником Цай Гоцян. Инсталляция состоит из молодых берез, которые «вырастают» из детских кроваток, колясок и колыбелей.

Для постройки инсталляции Пушкинский музей собрал 350 детских колясок, пожертвованных обычными гражданами музею для данного проекта. По словам самого автора, главная идея проекта — «человеческое измерение» истории, память народа о его корнях. Каждый, кто передал музею коляску или кроватку, сделал историю своей семьи частью мировой истории искусства и сможет поделиться ею с миллионами зрителей со всего мира.

«Осень» (так называется инсталляция перед главным входом в музей, преобразует его фасад и знаменитый портик — прим. ИА Красная весна) — ключевое событие выставки в Москве. По задумке художника — это памятник тысячам человеческих судеб: «Эта рукотворная гора-монумент из берез, «произрастающих» из детских колясок и кроваток, станет и метафорой детских мечтаний о прекрасном будущем, и аллюзией на знаменитый кадр из фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”».

Над лестницей внутри музея Гоцян поместил полотно длиной 20 метров. Каллиграфией на полотне под названием «Звук» выведены строки из «Интернационала». На потолке в Белом зале зеркально отражаются высеченные в поле из двух миллионов пшеничных колосьев серп и молот — главный советский символ, образ революции.

Как подчеркнул Цай Гоцян, основная идея выставки состоит в том, что человек является главным субъектом истории.

Напомним, Цай Гоцян стал известен как автор грандиозного пиротехнического шоу открытия Олимпиады 2008 года в Пекине. Художник был удостоен высшей награды в области современного искусства — «Золотого льва» 48-й Венецианской биеннале (1999) и премии Хиросимского музея современного искусства (2007). Среди работ Цая Гоцяна основную часть составляют инсталляции, видео и перформансы. Самым известным из проектов современного художника является проект расширения Великой китайской стены на 10000 метров, реализованный в 1993 году.

Благодаря ему Цай Гоцян быстро получил международную известность. Большинство проектов художника посвящено значимым политическим событиям в мире.

В 2006 году Музей Метрополитен пригласил Цай Гоцяна создать инсталляцию, посвященную событиям 11 сентября.

В 2008 в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке была показана ретроспектива Цай Гоцяна «Я хочу верить». Одна из работ представляет собой инсталляцию из 99 волков в натуральную величину, взмывающих в воздух и ударяющихся в стену из плексигласа. Работа является комментарием художника по поводу Берлинской стены. Еще одна — инсталляция из 70 скульптур в натуральную величину и самый большой проект, показанный в нью-йоркском музее, изображает напряженную классовую борьбу между китайскими крестьянами и феодалами.

Выставка «Октябрь» в главном здании ГМИИ им. А. С. Пушкина пройдет с 13 сентября до 12 ноября 2017 года. Проект Гоцяна превратит главные выставочные пространства музея в инсталляцию-размышления автора на тему Октябрьской революции 1917 года. Экспозиция будет включать пороховые картины, собственное изобретение Гоцяна в мире искусства, а также его фотографии, рисунки, эскизы и инсталляции.