Новый закон КНР призван противодействовать враждебным действиям Запада
Пекин принял новое законодательство, регулирующее внешнюю политику страны, что является его последней попыткой расширить «правовой инструментарий» для противодействия санкциям и другим предполагаемым враждебным действиям Запада на фоне опасений по поводу его влияния на иностранные деловые операции в Китае. Об этом пишет 29 июня газета South China Morning Post.
По мнению наблюдателей, одобренный постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей Закон о международных отношениях, в котором особое внимание уделяется национальной безопасности и противодействию экстерриториальной юрисдикции под руководством США, как ожидается, поможет Пекину использовать внутреннее законодательство для принятия ответных мер на санкции и предотвращения будущих провокаций.
Но эксперты также высказывают опасения, что новый закон, направленный на дальнейшее укрепление контроля Коммунистической партии над внешними взаимодействиями страны, может усилить конфронтацию Пекина с Вашингтоном в стиле холодной войны и затруднить иностранным компаниям работу в Китае.
За последние три года Пекин ввел ряд нормативных актов, направленных на противодействие санкциям США, включая Закон об иностранных санкциях в 2021 году, который последовал за попытками США использовать свои внутренние законы для сдерживания Китая посредством торговой войны и экспортного контроля, отмечает SCMP.
По словам Ван Цзянъюя, профессора юридического факультета Городского университета Гонконга, в отличие от закона о борьбе с санкциями, Закон о международных отношениях будет «регулировать поведение Китая во внешних отношениях во всех отношениях».
Он предусматривает, что дипломатия Китая должна осуществляться в русле политической идеологии Си Цзиньпина, известной как «Мысли Си Цзиньпина о социализме с китайскими особенностями для новой эры», и в соответствии с конституцией Китая.
В нем также говорится, что, если суверенитет, безопасность и интересы развития страны будут подорваны действиями, нарушающими международные законы и нормы международных отношений, будут приняты контрмеры.
«Это очень ясно показывает верховенство китайской конституции и невозможность ставить международное право выше нее. Впервые дано столь четкое разъяснение», — комментирует Ван.
Между тем Джордж Магнус, научный сотрудник китайского центра Оксфордского университета, выражает обеспокоенность тем, что закон может быть воспринят за пределами Китая как часть агрессивной дипломатии страны, что еще больше увеличит дефицит доверия между Пекином и Западом во главе с США.
Эти опасения разделяет профессор Сингапурского университета управления Генри Гао, считающий, что закон усложнит ведение иностранного бизнеса в Китае в результате концентрации власти партии во имя национальной безопасности. Неопределенность в деловой среде Китая возрастет, поскольку партия сможет предпринимать действия, основанные на политических, а не юридических соображениях.