«Думать невыгодно» — профессор Редько о кризисе высшей школы


Критические оценки состояния высшего образования и научной политики в России озвучил доктор медицинских наук, профессор, председатель правления Санкт-Петербургской профессиональной ассоциации медицинских работников Александр Редько 19 ноября на пленарном заседании XX международного конгресса «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».
По словам Редько, российская система высшей школы пережила резкое сокращение научной инфраструктуры и одновременную коммерциализацию обучения. «Налицо системный кризис высшей школы и науки. За постсоветский период число институтов сократилось примерно с 3,6 тыс. до 1,6 тыс., при этом структура сместилась в сторону „обучающих“ вузов при ослаблении исследовательского сегмента», — отметил он.
По его оценке, коммерциализация стала нормой. Значительная доля студентов учится на платной основе, а стоимость обучения в ведущих медицинских вузах, включая институт им. Сеченова, достигает порядка 1 млн рублей в год.
Отмечая хроническое недофинансирование науки и образования, Редько указал на несоответствие расходов заявленным ориентирам. «Десять лет назад у нас один процент был от ВВП. А на самом деле было 0,19. А сейчас выросло в два раза, почти 0,4%, — подчеркнул профессор, заключив: увеличение в два раза, но не превышает один процент». По его оценке, такие масштабы вложений «оставляют страну на 41-м месте» и не обеспечивают развитие университетских исследований.
Еще одна проблема — ограничение академической свободы и публичной дискуссии. «Люди на работе зависят от своего начальника. Они не могут говорить то, что они думают», — отметил Редько, назвав научные форумы ключевыми площадками «для продвижения свободной научной мысли». При этом он напомнил о действующих доныне ковидных запретах на массовые мероприятия. «121-е постановление губернатора Санкт-Петербурга запретило собираться более чем 50 человек. Мы в настоящее время не имеем права здесь собираться», — отметил Редько.
В качестве вывода профессор призвал к институциональной перестройке: повышению финансирования науки и высшего образования, восстановлению исследовательской составляющей вузов, развитию открытых площадок для обмена данными и созданию действенных научно-этических советов, способных формировать компетентную повестку и обеспечивать подотчетность управленцев.
(теги пока скрыты для внешних читателей)