В Эквадоре пожаловались на террор мексиканских наркокартелей
Эквадор терроризирован взрывом наркоторговли под предводительством мексиканских наркокартелей, предупредили представители военной разведки страны, 28 июля передает Digital Journal.
Эквадор, расположенный рядом с крупнейшими производителями наркотиков Колумбией и Перу, стал полем битвы для преступных группировок, стремящихся контролировать торговлю наркотиками, считают аналитики и власти страны.
Насилие принимает различные формы: взрывы автомобилей, резня в тюрьмах, показательные казни, ставшие обычным явлением в Эквадоре.
Эквадор с населением 18 миллионов человек, в течение многих лет был перевалочным пунктом в торговле наркотиками. Теперь страна стала «убежищем для организованной преступности», заявил бывший начальник военной разведки Марио Пазмино.
«Взрывы и убийства, которые мы видим, — это сигналы террора, которые говорят нам, что они, а не полиция, контролируют стратегический район», — сказал Пазмино.
По данным Управления ООН по борьбе с наркотиками и преступностью, в 2020 году Эквадор занял третье место после Колумбии и США по количеству изъятых наркотиков, что составляет 6,5% от общемирового объема.
Сотни тонн наркотиков ежегодно покидают порты Эквадора для распространения по всему миру, большая часть направляется в США и Бельгию.
В отчете за 2019 год эквадорская разведка сообщила, что по меньшей мере 26 преступных группировок борются за контроль над прибыльным рынком, но теперь это число могло возрасти. Многие из этих преступных групп работают с мексиканскими картелями.
По мере того, как активизируется торговля наркотиками, растет и преступность.
По данным министерства внутренних дел, уровень убийств в Эквадоре в 2021 году составил 14 на 100 000 жителей, что почти вдвое больше, чем в предыдущем году.
Чтобы понять, как менялся незаконный оборот наркотиков в Эквадоре, нужно вернуться в начало 2000-х годов. «В те годы в Эквадоре началась жесткая кампания по уничтожению плантаций коки», — пояснил Пазмино. Но, как и в других странах, инициатива провалилась — всякий раз, когда власти уничтожали посевы, производители просто переезжали в новый район и начинали заново. Десять лет спустя Эквадор зарегистрировал рекордную площадь плантаций коки.
Неудачная политика по борьбе с наркотиками побудила мексиканские картели, такие как Sinaloa, Gulf Clan и Los Zetas, перебраться в Эквадор, как они уже сделали в Колумбии. Долларизованная экономика Эквадора облегчала торговлю наркотиками, позволяя легко отмывать прибыль, а слабые государственные институты и преступные группы, готовые к сотрудничеству, создавали прекрасную возможность нажиться.
По словам бывшего директора тюрьмы Александры Сумаррага, у истоков мексиканского проникновения в Эквадор был Хорхе Луис Самбрано, известный как «Раскина» и лидер банды Лос Чонерос. В 2010 году Замбрано предложил защиту картелю Синалоа, закрепившемуся в стратегически расположенной прибрежной провинции Манаби.
Для Марты Масиас, бывшего директора крупнейшей тюрьмы Гуаякиля, «сегодняшние наркоторговцы — это внуки латинских „королей“ и нетасов, которые действовали в Кито и Гуаякиле и занимались грабежами и заказными убийствами». В тюрьме, которой ранее управлял Масиас, произошло несколько тюремных расправ с февраля 2021 года, в результате которых погибло почти 400 заключенных.
Конкурирующие наркокартели часто действуют изнутри тюремных стен, а это означает, что их войны за сферы влияния могут разворачиваться внутри. До своего убийства в 2020 году Замбрано был главным лидером преступных группировок Эквадора, которые, по данным властей, насчитывали до 25 000 членов — в стране, где всего 50 000 полицейских. Его убийство вызвало борьбу за лидерство как в тюрьмах, так и за их пределами.
С распространением организованной преступности некоторые местные банды, такие как Lobos и Los Tiguerones, превратились в микрокартели. «Они увидели возможность, покупая наркотики и перерабатывая их в стране, чтобы затем экспортировать их», — сказал Пазмино. Обе банды работают с мексиканским картелем Jalisco New Generation и несут ответственность за кровавые беспорядки в тюрьмах.
Министр внутренних дел Эквадора Патрисио Каррильо заявил, что с начала 2021 года в Эквадоре было конфисковано около 300 тонн наркотиков. Менее 30% наркотиков, проходящих через порты и аэропорты Эквадора, изымаются, несмотря на то, что в прошлом году были конфискованы рекордные 210 тонн.