МИД Украины ответил Путину о возврате активов СССР

Иван Колганов. Шулера. 1870
Иван Колганов. Шулера. 1870

Обязательств Украины передать РФ зарубежные активы СССР, которые упомянул в выступлении президент России Владимир Путин, фактически не существует. Соответствующее заявление сделал 13 декабря пресс-секретарь МИД Украины Олег Николенко в комментарии агентству Укринформ.

Николенко соглашается с тем, что так называемое «соглашение о нулевом варианте», было подписано в 1994 году. По нему РФ обязалась выплатить украинскую долю внешнего долга СССР, а Украина обязана передать РФ свою часть зарубежных активов. Но поскольку оно не ратифицировано Верховной радой, нельзя говорить «о невыполнении каких-либо обязательств без надлежащего правового процесса», — утверждает пресс-секретарь МИД.

Формальной причиной отказа от ратификации Николенко назвал игнорирование российской стороной требований предоставить информацию о стоимости украинских активов.

На основании этого он делает вывод, что утверждение Владимира Путина о невыполнении Украиной своих обязательств является «манипуляцией фактами».

Напомним, договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга от 1991 года закрепил за Украиной её долю в размере 16,37%. Соответствующие части достались и другим бывшим республикам СССР.

Уже к 1992 году необходимость выхода на внешние рынки заставила Россию начать процесс урегулирования долгов перед кредиторами, перехватив с согласия зарубежных партнеров соответствующую инициативу у Украины.

К осени 1992 года основная работа с бывшими республиками по подготовке «нулевых вариантов» была завершена. По ним РФ брала на себя обязательства по долгам СССР в обмен на передачу в управление всего зарубежного имущества на неопределенный срок.

Двусторонние соглашения были подписаны со всеми бывшими советскими республиками к декабрю 1994 года. При этом все стороны согласились, что для признания договора достаточно подписи премьер-министра, и только Украина в дезавуировала соглашение заявлением о необходимости ратификации Верховной радой.

Впоследствии это дало возможность украинским политикам неоднократно заявлять претензии на имущество и активы бывшего СССР с одновременным утверждением о «добровольности» выплаты Россией соответствующих долгов.