Проект новой Конституции Киргизии вызвал разделение мнений в обществе
Разделение мнений обществе вызвал проект новой редакции Конституции, референдум по принятию которого должен состояться 11 апреля, сообщает 23 марта ИА 24.kg.
«Отношение у экспертного сообщества к откорректированному варианту неоднозначное», — сделало вывод ИА 24.kg по итогам опроса экспертного сообщества, а опрос среди широких масс населения показал, что «60 процентов респондентов вообще не знают, о каких поправках идет речь».
Свое мнение о поправках в основной закон Киргизии выразили как президент страны Садыр Жапаров, изначально выступавший за внесение изменений, и заявивший что новая редакция Конституции «станет залогом развития государства и установит порядок», так и политологи и юристы, охарактеризовавшие проект как противоречивый и могущий привести к новым политическим кризисам.
По мнению политолога Шерадила Бактыгулова, давшего интервью ИА 24.kg, в подготовленном конституционным совещанием проекте очень много нестыковок. «Что касается полномочий президента, Жогорку Кенеша (парламента), кабинета министров, судебной власти — все очень размыто и некомпетентно», — заявил эксперт, не исключив, что через год граждане Киргизии опять отправятся к урнам принимать очередную правленую Конституцию.
«Я сомневаюсь, что предложенный проект Конституции будет эффективен. Он слишком противоречив, а значит, и не пригоден для практического применения», — подвел итог Шерадил Бактыгулов, также отметив, что закон о назначении референдума был принят депутатами с нарушениями, что может когда-нибудь привести к признано нелегитимным самой новой Конституции.
С таким мнением эксперта солидарны юристы правовой клиники «Адилет», указывающие на внутренние противоречия принципиального характера, некорректные формулировки и нивелирование системы сдержек и противовесов, являющейся центральным звеном принципа разделения государственной власти.
Юристы подчеркивают, что президент, которому предстоит возглавить исполнительную власть, будет влиять (через назначение на посты) на все государственные институты, включая судебную систему, а механизмы его ответственности при этом не прописаны.
На то, что президент наделяется неограниченными полномочиями, но при этом не несет никакой ответственности, поскольку процедура импичмента очень сложная, указывает и юрист Сания Токтогазиева.
«Чтобы объявить президенту импичмент, нужно получить заключение не только Генпрокуратуры, но и Конституционного суда. Учитывая, что генпрокурор и председатель Конституционного суда назначаются президентом, как мы можем даже допустить, что процедура импичмента осуществима?», — спрашивает Токтогазиева.
С несколько другой стороны взглянул на проблему профессор Зайнидин Курманов, считающий, что проблема не столько в Основном законе, сколько в отсутствии у политиков чувства ответственности за свои решения, а у граждан — за свой выбор.
«У нас власть меняется путем набега. Как у кочевников. Каждую новую Конституцию мы принимаем с триумфом — 95 процентов голосов. Это все свидетельствует о том, что у нас нет конституционного сознания», — констатирует профессор Курманов.
Напомним, в действующую Конституцию Киргизии вносится 81 изменение. С такими изменениями Конституция будет направлена на установление жесткой вертикали власти.
Напомним также, при первом президенте Киргизии Аскаре Акаеве Конституцию меняли четыре раза, при втором президенте страны Курманбеке Бакиеве в основной закон также вносились изменения. Их продолжали вносить и потом, ослабляя власть президента и усиливая власть парламента.