Композитор: революция — краеугольный камень русского культурного кода

Александр Дейнека. Левый марш. 1941
Александр Дейнека. Левый марш. 1941

Революцию 1917 года важно осмыслять как краеугольный камень русского культурного кода, заявила композитор Настасья Хрущева 18 ноября, во время дискуссии в рамках VI Санкт-Петербургского культурного форума, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

При обсуждении влияния Октябрьской революции на музыкальную культуру композитор и пианистка Настасья Хрущева заявила, что «революцию 17 года сегодня крайне важно осмыслять как краеугольный камень русского культурного кода вообще, во всей его неоднозначности». Она пояснила, что для нее значит русский культурный код.

«Это русский фольклор от частушек и песен до современных интернет-мемов, это русская опера и русская литература XIX века. Это монументализм советский и авангардный по своей природе... соцреализм, который до сих недоисследован... Это постсоветское пространство с его обломками и пустотой, и поэтикой распада. Это новая реконструкция русского пространства сегодня. Наконец, это низовая культура русской действительности, которую можно увидеть в группах «ВКонтакте», таких как «Областные», «Русская пустота», «Россия как артобъект», «Русская смерть», «Россия — экзистенциальная дыра», где показана русская действительность во всей полноте от развалившихся русских деревень до потрясающих, экзистенциальных по своей сути, пейзажей», — под таким углом смотрит на русский культурный код музыкант.

Сегодня, считает композитор, происходит четвертая промышленная революция — революция новых технологий, «которая меняет и биологию, и психологию человека, его тип мышления. И этой революции сопутствует революция эстетическая, которая называется метамодерн». Метамодерн предполагает отказаться от иронии и постмодернизма и вернуться к прямому высказыванию, к энергии и силе модернизма, но без его наивности, пояснила Хрущева.

«Метамодернизм — это новая сентиментальность, правда, отстраненная, новая прямота, новая красота и уязвимость... Грусть и растерянность в этой новой уязвимости, мне кажется, — это новая эстетическая революция 17 года, которая отвечает прямоте и энергии 1917 года», — подытожила Настасья Хрущева.

Напомним, что сегодня, 18 ноября, завершает свою работу VI Санкт-Петербургский Международный культурный форум, который проходит уже третий день. Он представляет собой дискуссионную площадку для экспертов в области культуры. В этом году для участия в работе форума зарегистрировалось 34 тысячи человек.

Комментарий редакции

Замечательно, что тема революции рассматривается композитором в неразрывной связи с русским культурным кодом, а значит, и с русской идентичностью. Но странно, что к основам русского культурного кода, русской идентификации музыкант относит и безысходность, воцарившуюся в душах наших сограждан в постперестроечное время. Списать на русский код психологическую травму, полученную россиянами в результате античеловеческих реформ Горбачева и Ельцина, по меньшей мере — странно.