Министерству водного хозяйства Ливана требуется $25 млн на борьбу с холерой

Изображение: OpenClipart-Vectors, pixabay, cc0
экология, сточные воды
экология, сточные воды
экология, сточные воды

Министерство водных ресурсов и энергетики Ливана сталкивается с дефицитом бюджета в размере $25 млн, чтобы адекватно реагировать на вспышку холеры в стране, 4 ноября сообщает The New Arab.

Министерство нуждается в средствах в течение следующих четырех месяцев для покрытия «мероприятий в неформальных поселениях», а также «расходов на электроэнергию и персонал» в водохозяйственных учреждениях страны, сказала Сузи Хоайек, советник министра энергетики и водных ресурсов.

Она добавила, что министерству требуется $4 млн в месяц только на топливо и зарплату персоналу.

ЮНИСЕФ и другие международные организации пожертвовали топливо и расходные материалы, такие как таблетки хлора, но без средств на оплату труда персонала эти материалы могут в конечном итоге пропасть зря, предупредила Хоайек.

Она добавила, что «не было положительного ответа» со стороны доноров на призыв министерства увеличить финансирование.

Дефицит бюджета возникает в связи с тем, что Ливан сталкивается с растущей вспышкой холеры, при этом число случаев заболевания увеличивается на слаборазвитом севере страны и в восточной части долины Бекаа. Холера вызывает сильное обезвоживание и распространяется через загрязненную воду.

Разрушающаяся водная инфраструктура Ливана создает условия для процветания болезней, передающихся через воду, сказала Этти Хиггинс, заместитель представителя ЮНИСЕФ в Ливане.

Власти Ливана пытаются запустить водонасосные станции и очистные сооружения, чтобы сдержать вспышку холеры, но сталкиваются с последствиями целых лет систематического пренебрежения к водному сектору.

Ливанская сеть очистки воды была парализована хроническим недостатком инвестиций и бюрократической неразберихой. Многие очистные сооружения страны отключены или функционируют лишь частично.

Очистные сооружения предназначены для обработки и дезинфекции человеческих и промышленных отходов, таких как сточные воды, что является ключом к предотвращению распространения холеры.

Но из-за отсутствия действующих очистных сооружений многие муниципалитеты просто сбрасывают неочищенные или частично очищенные сточные воды в море или близлежащие реки.

Оттуда загрязненная вода представляет опасность для фермеров, которые полагаются на реки или источники грунтовых вод для орошения, для купающихся, проводящих день на пляже, или для беженцев, которые полагаются на родники в качестве питьевой воды.

Культуры, особенно листовая зелень, такая как салат или петрушка, орошаемые зараженной холерой водой, могут быть еще одним переносчиком болезни. В Йемене, который с 2016 года борется с собственной эпидемией холеры, зараженные культуры стали основным фактором распространения болезни.

«90 процентов фермеров используют подземные воды для орошения в Ливане», –сказал Ихаб Джомаа, глава отдела ирригации в Ливанском институте сельскохозяйственных исследований (LARI), связанном с Министерством сельского хозяйства.

«Есть правила использования очищенных сточных вод, но это только правила на бумаге. Больше правил полива соблюдать не будут. Это трудно контролировать», — сказал Джомаа.

Согласно сентябрьскому исследованию, в 2020 году около 60% очистных сооружений Ливана не работали или функционировали лишь частично.

Один из авторов исследования — Мари Нассиф, независимый эксперт по политике в области водоотведения, — заявила, что подозревает, что сегодня это число еще больше, учитывая обострение экономического кризиса в Ливане.

Инженер, работающий в секторе очистки сточных вод в долине Бекаа, сказал, что три из пяти находящихся в его ведении очистных сооружений не работают.

Инженер, который остался анонимным, поскольку он не имел права общаться со СМИ, сообщил, что некоторые станции не работали «месяцами».

Станция очистки сточных вод в Триполи, одна из крупнейших в стране, производит только 10% от объема, который она может очистить, сказал доктор Ахмад аль-Мел, специалист по водным ресурсам из Ливанского университета в Триполи. Он пояснил, что завод был построен без сопутствующей сети для откачки сточных вод из близлежащих районов.

По словам доктора аль-Мел, те сточные воды, которые попадают на завод, не очищаются должным образом, а просто пропускаются через сито для удаления твердых отходов, прежде чем сбрасываться в море. Он добавил, что это подвергает опасности любого, кто плавает у берегов густонаселенного северного города.

Обычно эти сточные воды должны отводиться примерно в двух километрах от берега, но из-за нехватки электроэнергии завод в Триполи сбрасывает частично очищенные сточные воды прямо у берега.

Новое обещание премьер-министра уделить приоритетное внимание водоснабжению в электросети должно помочь восстановить работу некоторых из этих очистных сооружений. Однако около 40% очистных сооружений страны не подключены к электросети и, таким образом, не получат выгоды от этого приказа.

В основе дисфункциональной системы очистки сточных вод Ливана лежит бюрократическая дисфункция. Два разных министерства, как минимум 62 разных муниципалитета и четыре разных региональных водоканала соревнуются за контроль над очистными сооружениями страны.

Точное количество очистных сооружений в стране неизвестно. Существует 75 станций очистки сточных вод, однако доктор аль-Мел говорит, что около 60, в то время как Нассиф и ее соавторы говорят, что их 104, хотя они предупреждают, что это число не является репрезентативным.

Само министерство водных ресурсов не смогло сообщить точное количество действующих в настоящее время очистных сооружений.

Многие очистные сооружения Ливана построены на средства, предоставленные иностранными донорами, в рамках так называемой схемы «Строительство-Эксплуатация-Передача».

Иностранные средства проходят через Совет по реконструкции и реконструкции (CDR), и после его завершения ответственность за эксплуатацию станции передается муниципалитету или региональному водохозяйственному учреждению.

После передачи местным властям многие из этих заводов начинают простаивать. Некоторые муниципалитеты не имеют необходимого опыта для эксплуатации завода и не проводят надлежащего технического обслуживания, в результате чего заводы работают неоптимально или вообще не работают.

Другие сталкиваются с финансовыми проблемами, поскольку у муниципалитетов или министерств нет денег, чтобы продолжать их эксплуатацию. Из-за девальвации национальной валюты муниципалитеты часто не могут позволить себе импорт основных компонентов, за которые им приходится платить в долларах.

В мае 2022 года министерство водных ресурсов и энергетики Ливана отметило, что частные операторы очистных сооружений не получали зарплату в течение трех лет, и обязалось выплатить их к июню. Это еще предстоит сделать.

Тем не менее, эксперты предупреждают, что даже при большем финансировании и международной помощи потребуется время, чтобы снова запустить сектор водоотведения.

«В Бекаа есть станции, которые не работали месяц или два. Если вы хотите начать использовать их снова, это будет похоже на создание их с нуля. Это займет время», — сказал инженер.

Восстановление этих заводов требует времени, тем более в отсутствие сильного, хорошо структурированного правительства, пишет издание.