В Намибии развернулась «война» вокруг решения о концессии на новый терминал
Решение Управления портов Намибии (Namport) выбрать швейцарского гиганта контейнерных терминалов Terminal Investment Limited (TIL) в качестве предпочтительного претендента на управление новым национальным активом стоимостью N$4 млрд ($219,41 млн) в течение 25 лет встретили в штыки некоторые политические и деловые деятели Намибии, 21 октября сообщает газета The Namibian.
Вице-президент Ассоциации местного бизнеса Намибии (Naloba) Питер Амадхила призвал президента Хаге Гейнгоба остановить передачу нового контейнерного терминала в аренду с тем, чтобы он остался в руках намибийцев.
«Новый контейнерный терминал, если им будет управлять иностранный оператор, представляет угрозу национальной безопасности, поскольку страна не будет иметь большого контроля над тем, что ввозится и вывозится», — предупредил он.
Амадхила также призвал Namport отменить свой план об управлении TIL новым контейнерным терминалом стоимостью N$4 млрд в порту Уолфиш-Бей.
Новый терминал увеличил пропускную способность порта по обработке контейнеров с нынешних 350 000 контейнеров до 750 000 в год. Он занимает 40 гектаров земли, отвоеванной у моря компанией China Harbour Engineering Company.
Выступая во вторник на брифинге для СМИ в Онгведиве, городе в регионе Ошана на севере Намибии, Амадхила сказал, что уступке Namport нового контейнерного терминала TIL не хватает прозрачности, учета местных интересов и патриотизма. «Намибия теряет все свои национальные активы. Ни авиакомпании, ни национального вещателя, а теперь и порта, с чем мы останемся?» — вопрошал он.
Амадхила сказал также, что если генеральный директор Namport Эндрю Каниме и председатель правления Namport не умеют прибыльно управлять портами, они должны уйти в отставку и позволить прийти способным намибийцам.
Пресс-секретарь Государственной палаты Альфредо Хенгари заявил в четверг: «В соответствии с нашими процессами, системами и институтами, президент не принимает решений о закупках. Наша страна руководствуется верховенством закона и свободой торговли в соответствии с государственной политикой. Как внимательный лидер, президент Гейнгоб всегда готов выслушать и принять меры в отношении проблем, поднятых различными слоями намибийского общества, включая местный бизнес, поборником которого он был в качестве премьер-министра-основателя, министра торговли, а теперь и президента».
В ответ на критику руководитель Namport сказал: «Честно говоря, я думаю, что ваши высказывания зашли слишком далеко, поскольку переговоры всё еще продолжаются».
Однако ранее, выступая на пресс-конференции на прошлой неделе в пятницу, Каниме заявил, что TIL имеет доли в более чем 60 терминалах в 31 стране на пяти континентах и ежегодно обрабатывает не менее 60 млн единиц контейнеров.
«Мы довольны экономическим обоснованием, предложенным TIL, и уверены, что оно соответствует фундаментальным целям, которые мы поставили перед концессией на новый контейнерный терминал, — сказал Каниме. — Во всяком случае, они превзошли наши ожидания по срокам».
Он пояснил, что следующим этапом процесса будет начало переговоров между Namport и TIL по концессионному соглашению с упором на подробные операционные вопросы, включая точные условия работы персонала, которое будет передано оператору.
Каниме сказал, что всё завершится подписанием концессионного соглашения и передачей грузовых операций концессионеру, возможно, к первому кварталу 2023 года. Он сказал также, что TIL была выбрана в качестве предпочтительного претендента из пяти кандидатов.
Партия «Независимые патриоты за перемены» (IPC) заявила по поводу этого решения, что Namport решил «сдать» объект иностранцам.
Партия «Демократическая организация национального единства» (Nudo) также считает, что решение Namport присудить тендер швейцарской компании не понравится местным компаниям. Тем не менее в Nudo добавили, что на самом деле не имеет значения, будет ли проект передан иностранной компании, если он успешно завершен в соответствии с данными международно признанными стандартами безопасности.
«Жизненно важной целью модернизации контейнерного терминала является соединение морского транспорта и других видов транспорта, таких как автомобильный и железнодорожный, в целях глобализации и улучшения международной торговли. Порт теперь привлечет больше судов для грузовых перевозок в международной торговле», — сказал генеральный секретарь Nudo Джозеф Кауанденге.
«Движение безземельных людей» (LPM) утверждало, что правильное управление национальным достоянием важно для страны, особенно если были инвестированы миллиарды намибийских долларов, и это имеет значение для каждого намибийца.
Представитель LPM Энеас Эмвула сказал, что «благословение» центрального правительства для Namport инвестировать N$4 млрд в расширение порта было сделано, исходя из того, что его руководство сумеет обрабатывать пять миллионов тонн ежегодно.
«И это решение было основано на анализе затрат и выгод, который они сделали. Сейчас очевидно, что это не так», — сказал он, заявив, что цель у Namport была благонамеренной, но страну обманывают.
Президент «Объединения за демократию и прогресс» (RDP) Майк Кавекотора считает, что национальность компании не имеет значения. «При условии, что контракт составлен в интересах нашей страны. Поскольку это наш актив, условия должны быть благоприятными для нас, намибийцев», — сказал он.
«Мы потратили 4 миллиарда на углубление порта, но не получили отдачи от этих инвестиций», — сказал Кавекотора, добавив, что контейнерный терминал должен приносить доход стране: «Создать стабильную занятость для молодых намибийцев и обеспечить здоровую отдачу от инвестиций».
Экономист Ому Какуджаха-Матунду сказал, что если бы у Намибии была возможность укомплектовать контейнерный терминал персоналом, она бы справилась с этим сама. «Говорят, что швейцарская компания является глобальным игроком. Если это может повысить эффективность обработки контейнеров, это будет хорошо для контейнерного терминала Уолфиш-Бея».
Какуджаха-Матунду говорит также, что правительство должно обеспечить выгодность контракта для Намибии. «Я надеюсь, что в Намибии есть опытные и заслуживающие доверия переговорщики, которые могут прочитать мелкий шрифт в контракте», А— сказал он.
В прошлую пятницу генеральный директор Namport Каниме заявил в обоснование решения о концессии, что, хотя новый терминал увеличил общую пропускную способность Namport по обработке контейнеров на 750 000 единиц в год, на сегодняшний день обрабатывается только около 168 750 единиц в год, что представляет собой очень низкую загрузку мощностей, составляющую всего 23%.
«К сожалению, местные объемы импорта и экспорта ограничительно низки, учитывая небольшой собственный рынок Намибии», — отметил Каниме, добавив, что независимый оператор может стимулировать рост объемов, особенно для универсального бизнес-потока перевалки, который может «изменить правила игры» для увеличения объемов грузов порта.