Соловьева напугала идея о введении прогрессивной шкалы налогообложения

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики налогов. 1542
Маринус ван Реймерсвале. Сборщики налогов. 1542

В отмене плоской шкалы налогообложения нет социальной справедливости, заявил журналист Владимир Соловьёв 23 августа в эфире радиостанции «Вести ФМ».

Обсуждая целесообразность введения в России прогрессивной шкалы налогообложения, Соловьёв заявил: «А как мы будем тех людей, которые много и тяжело работают, поощрять? Знаете, мы ставим задачи, чтобы их не поощрять. Ведь если ты у них забираешь больше денег, ты же их демотивируешь».

Также журналист добавил, что в отмене плоской шкалы налогообложения нет социальной справедливости: «Разве это есть социальная справедливость? То есть, почему социальная справедливость, если один ни черта не делает, валяет дурочку всю жизнь, ходит на работу — отбывает номер. И ему надо, видите ли, помогать. А другой учился, выбивался в люди, пахал, трудился — теперь давайте у него побольше налогов снимать. Почему с человека, который много работает и зарабатывает, ты хочешь снять больше денег? Чтобы он меньше работал и меньше зарабатывал, то есть это твоя задача?»

Напомним, введение прогрессивного подоходного налога, соответствующего общемировой практике, обсуждается в Государственной думе регулярно. Целями введения прогрессивного налогообложения ставятся увеличение налоговых поступлений бюджета, уменьшение социального расслоения граждан и обеспечение принципов социальной справедливости.

Также стоит отметить, в России уже вводилась прогрессивная шкала подоходного налога — в период с 1998 по 2001 годы. В 2001 году она стала «плоской» — равной 13 %.

Существующая система налогообложения в Российской Федерации создана таким образом, что нагрузка на фонд оплаты труда (ФОТ) работодателя складывается из НДФЛ, а также взносов в Пенсионный фонд (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).

Процент взимаемого с начисленной заработной платы работника в ПФР и ФСС зависит от величины заработной платы. При доходе наемного сотрудника свыше 1 021 000 рублей в год взнос в ПФР уменьшается с 22% до 10%. То же самое происходит и с взносами в ФСС. При доходе свыше 815 000 рублей в год он уменьшается с 2,9% до нуля.

Фактически в России создана регрессивная шкала налогообложения.

Комментарий редакции

Соловьев лукавит. Прогрессивная шкала начинает действовать при довольно больших суммах заработка. Например, максимальная ставка налога в США (39,6%) начинает действовать в случае, если человек заработал за год более 406 000 долларов США. В Великобритании максимальная ставка (45%) действует при заработке более 150 000 фунтов стерлингов в год, в Германии (45%) — при заработке более 250 000 евро.

То есть повышение ставки касается, как правило, людей, занятых средним и крупным бизнесом, или же топ-менеджеров крупных корпораций. В этом смысле пассаж Соловьева «много и тяжело работают» не выдерживает критики. Шахтеры и врачи не много и тяжело работают? А учителя и спасатели, наверно, относятся к тем, кто «ни черта не делает, валяет дурочку всю жизнь, ходит на работу — отбывает номер»

Кроме того, в некоторых странах низкие доходы до определенного уровня вообще не облагаются налогом. Такой подход позволяет регулировать социальное расслоение и поддерживать бедные слои населения.

В данном случае уместна цитата из популярной интернет-энциклопедии о прогрессивном налогообложении: «Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения и финансисты, которые защищают их интересы, всегда находят доводы против прогрессивного обложения».