Демографический спад в Испании достиг исторического максимума
Естественный демографический спад в Испании достиг исторического максимума. Таковы предварительные данные Национального института статистики (INE), опубликованные 11 декабря, сообщает El Pais.
В первой половине 2018 года в Испании родилось всего 179 794 ребенка. Этот показатель является самым низким за первый семестр с момента начала регистрации данных в INE в 1941 году и на 5,8% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года.
Кроме того, увеличивается смертность: за это же время умерло 226 384 человека, что является самым высоким показателем с 1941 года, когда население Испании составляло всего 26 миллионов. В январе был особенно высокий уровень смертности. Баланс рождений за вычетом смертей, известный как вегетативный рост, составляет -46,590 — минимум, который представляет собой исторический рекорд.
Эта негативная демографическая тенденция началась в 2015 году и прогнозируется на будущее. Рождения снизились по сравнению с прошлым годом во всех автономных общинах, но самое сильное снижение было зарегистрировано в Ла-Риохе (-13,7%), Эстремадуре (-10,3%) и Кантабрии (-7,8%).
Диего Рамиро, руководитель департамента народонаселения Института экономики, географии и демографии (IEGD-CSIC), подчеркивает, что данные первого семестра, опубликованные INE, являются предварительными. Окончательные результаты будут объявлены в середине следующего года. «Неудивительно, что число рождений продолжает падать», — говорит Рамиро. Демограф отмечает, что в репродуктивном возрасте сейчас «короткое поколение» 1978 года, время низкой рождаемости.
Важным фактором является возраст, в котором пары решают родить первого ребенка, который в Испании увеличивается с каждым годом, и вместе с этим уменьшается вероятность рождения большего количества детей, говорит исследователь Дэниэль Деволдер из Центра демографических исследований Автономного университета Барселоны. В течение 2017 года матерям, рожавшим первого ребенка, было в среднем 32,1 года, что является историческим максимумом. «Увеличение возраста первого материнства является основной проблемой, которая блокирует рождаемость в Испании», — говорит Деволдер.
Экономика играет фундаментальную роль. Уровень рождаемости в Испании в 2008 году был максимальным за три десятилетия: 519 779 рождений. С тех пор «число рождений сокращается со скоростью от 3% до 5% ежегодно», — объясняет Деволдер.
Несмотря на отрицательный рост, население Испании пополняется с помощью миграции и составляет около 46,6 млн человек. Каждый пятый ребенок, родившийся в Испании в первой половине 2018 года, был сыном матери-иностранки. Они внесли примерно такой же вклад, как и в прошлом году, в уровень рождаемости; общее снижение в этом году связано с уменьшением рождаемости у испанских матерей.
Количество смертей выросло в 12 общинах, причем наибольшее увеличение произошло на Канарских островах (10,2%), в Андалусии (5,3%) и Кантабрии (5,1%). Только три сообщества имели положительный вегетативный баланс в первой половине 2018 года: Мадрид (3714 человек), Мурсия (997) и Балеарские острова (428), а также Сеута и Мелилья.
Напомним, с 1981 года уровень рождаемости в Испании составляет менее 2,1 ребенка на женщину, что является минимальным показателем для обеспечения замены поколений. В Испании этот показатель сейчас составляет примерно 1,3. Это изменение демографического баланса приводит к постепенному старению населения, которое все больше оказывает давление на молодых работников.
Снижение рождаемости в европейских странах уже никого не удивляет. Оно вовсе не случайно, а является плодом очень последовательно проводимой политики по снижению уровня прироста населения. Для этого вводятся феминизм, призывающий женщин бороться с мужчинами за карьерный рост, активная пропаганда стиля «пожить для себя». Это и секспросвет в школах, и своеобразная гендерная политика с пропагандой ЛГБТ уже чуть ли не с детского сада. Это и антисемейная политика, которая под видом семейного и гендерного насилия вносит в семьи конкуренцию и вражду.
А вот повышение уровня смертности действительно беспокоит. Скорее всего, оно связано с сокращениями социальных расходов на медицину, которые после кризиса 2008 года были особенно значимыми.