1. Социальная война
  2. Политика Ватикана
Яунде, / ИА Красная Весна

Нигерийский прелат: католицизм в мире «эволюционирует в сторону Африки»

Католический крест
Католический крест

Африканцы рассматривают католицизм на Западе как «Церковь в упадке», в то время как в Африке христианство процветает благодаря сильной вере и традиционным моральным убеждениям, заявил нигерийский архиепископ Игнатий Аяу Кайгама из Абуджи. Об этом 31 октября сообщает американский католический портал Crux.

«Африканское понимание библейского авторитета, секса, брака и греха может показаться западным либералам отсталым и суеверным», — заявил архиепископ, подчеркнув, что эти убеждения имеют большую привлекательность в африканских культурах.

65-летний Кайгама сказал, что католицизм во всем мире «эволюционирует в сторону Африки».

Кайгама, который недавно участвовал в Синоде Епископов 4–29 октября, посвященном Синодальности, дал эксклюзивное интервью Crux после того, как Ватикан опубликовал новые статистические данные, подтверждающие рост Церкви в Африке.

Данные, опубликованные 22 октября по случаю Всемирной воскресной миссии ватиканским информационным агентством «Фидес», охватывают период с 31 декабря 2020 года по 31 декабря 2021 года.

В отчете указывается, что число католиков по всему миру за этот период увеличилось на 16,2 миллиона и достигло в общей сложности 1 375 852 000 человек, что составляет 17,67% населения земного шара.

Согласно данным, Африка продолжала оставаться центром роста католицизма, числ католиков здесь увеличилось на 8,3 млн человек. В Америке наблюдался более скромный рост — на 6,6 млн человек. В Азии численность католиком выросла на 1,49 млн человек, в Океании на 55 тыс человек. В Европе вновь наблюдается спад: в 2021 году число католиков сократилось на 244 тыс.

Отчет также показывает, что Африка добилась значительного увеличения числа верующих мужчин и женщин, а также указывает на то, что на континенте гораздо более высокий уровень массового посещения.

Кайгама назвал пять факторов, объясняющих этот «замечательный рост».

Во-первых, по его словам, африканское христианство согласуется с традиционными религиозными убеждениями и опытом на континенте, включая «веру в чудеса и исцеление, любовь к библейским историям и пословицам, целостное видение себя и миссии Церкви».

Во-вторых, Кайгама сказал, что африканское христианство сохранило сильное чувство авторитета Библии.

«Библия имеет совершенно другой статус в африканских обществах», — сказал он. «Там, где христианство стало доминировать в прошлом веке, Библия остается священным текстом, актуальным и живым».

«Библия — это больше, чем просто сборник исторических документов», — сказал Кайгама. «Во многом это африканский Завет. Для больших сегментов африканских христианских обществ мир Библии является современным. Ветхозаветные и новозаветные повествования о жертвоприношениях, полигамии, чуме, сельском хозяйстве, танцах, пастухах, напряженных отношениях между кочевым скотоводством и крестьянскими жителями, эпидемиях и войнах имеют непосредственную актуальность».

Третий фактор, по словам Кайгамы, — это то, что он назвал «непреходящей важностью традиционных концепций семьи и морали».

«Это в значительной степени защищает африканцев от культурных потрясений, от которых страдает Запад, включая переопределение ролей мужчины и женщины, целомудрия, святости, нормализации гомосексуального секса и т. д.», — пояснил он.

«В то время как многие на Западе считают позицию Африки в отношении гомосексуализма жестокой, многие африканцы без проблем называют гомосексуальность грехом и молятся об искуплении всех грешников», — добавил Кайгама.

Хотя Кайгама предостерег от «гомофобии в африканской церкви», он также отверг любые предложения о «переосмыслении Слова Божьего».

В-четвертых, Кайгама сказал, что христианство укрепляет традиционный африканский инстинкт «сильного общинного измерения».

«Грех — это не индивидуальная, частная или просто внутренняя реальность», — сказал он. «Жизнь коллективна и целостна, естественна и сверхъестественна, поэтому грех имеет социальные, политические, экологические и даже космические последствия».

«Это ощущение целостности и взаимосвязанности жизни означает, что люди несут ответственность друг перед другом, ибо, как пишет Св. апостол Павел: „Если страдает один член, страдают все вместе, и если один член прославляется, все вместе радуются“.

Указывая на пример брака, Кайгама сказал, что некоторые либеральные западные богословы могут рассматривать переопределение некоторых аспектов церковного учения как ограниченную корректировку, но для африканцев, по его словам, «пересматривать часть — значит разрушать целое».

В-пятых, Кайгама отметил привлекательность в Африке некоторых традиционных верований и практик, которые в других странах преуменьшаются, таких как экзорцизм.

«Демонология заслуживает доверия для африканцев в той степени, в какой она вряд ли может быть достоверна для большинства образованных жителей Запада, равно как и идеи экзорцизма и исцеления», — сказал он.

Кайгама сказал, что большинство африканских христиан признают Церковь на Западе своей «родительской церковью», но добавил, что «мы также считаем ее церковью, находящейся в упадке».

«Христианство, возможно, и приходит в упадок в Западной Европе, но в других частях мира, особенно в Африке, оно находится на впечатляющей кривой роста», — сказал он.

«Конечно, у христиан Севера есть дары Духа, которыми они могут поделиться с Югом, но они должны научиться принимать позицию получателей», — сказал Кайгама.