Турция строит свою стратегию по Сирии, опираясь на неоосманизм
В разрешении сирийского конфликта Турция исходит из своих интересов, основанных на неоосманской геополитической модели региона, рассказал старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов 25 января в выступлении на круглом столе по итогам переговоров президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.
Долгов сообщил, что по итогам переговоров можно констатировать умеренный и осторожный оптимизм, основанный на том, что вывод американских войск не спровоцировал немедленного наступления Турции, о таких планах ранее заявлял Эрдоган.
Российская же позиция такова, что территории, с которых уходят американские войска, должны заполняться сирийскими правительственными войсками. Это было бы и в интересах Турции, поскольку через эти зоны не смогли бы проникать террористические группировки на турецкую территорию.
По мнению востоковеда, США при этом «уходе», по факту остаются в Сирии, то есть не будет полного вывода американского контингента. Также часть вооруженных формирований, которые уходят вместе с американцами, будет размещена в соседних странах региона. Часть будет расквартирована в Сирии на базах, созданных США, в таких как Ат-Танф.
По предложению Трампа, было принято решение о создании буферных зон. Но сразу возникает вопрос о контроле над этими зонами. Турция продвигает свои интересы, настаивая на своем контроле зон деэскалации. Турция же считает возможным оккупировать часть территории Сирии под предлогом защиты от проникновения через свою границу террористов.
«Но я хочу напомнить, что руководство Турции — это выходцы из умеренных исламистов, близких к турецким „Братьям мусульманам“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ — прим. ИА Красная Весна). Главный их идеологический стержень — это неоосманизм, который считает своей территорией все страны, входившие ранее в состав Османской империи. Территория Сирии 400 лет входила в состав империи и теперь Турция не спешит уходить с этих районов, не спешит выполнять соглашения, выработанные по Идлибу», — считает Долгов.
Далее эксперт подчеркнул, что российские войска совместно с сирийскими хотели зачистить зону Идлиба от последних очагов террористов, но этого не произошло благодаря Эрдогану, который, по мнению американской прессы, «остановил сирийскую армию» под предлогом защиты мирного населения. Турция не выполнила свои обязательства, играя свою игру. При этом «Джебхат ан-Нусра» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) подмяла под себя все другие группировки, а Турция не захотела этому мешать. При этом Эрдоган вполне открыто заявлял, что оппозиционная Свободная сирийская армия — это союзник Турции в Сирии и вместе они действуют против курдских военных формирований. Турция пытается сохранить вооруженные группировки как козырь в будущем устройстве Сирии.
«Турция действует напористо, игнорируя интересы своих партнеров по альянсу», — заявил Долгов.
Напомним, Турция заявляет, что ведет войну против отрядов курдской самообороны (YPG) на севере Сирии, которых считает террористической организацией. После встречи с российским президентом Путиным Эрдоган заявил, что очистит северную Сирию не только от отрядов «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), но и от отрядов курдов. Российская же сторона заявила, что она за диалог между курдами и Дамаском без внешнего вмешательства.