2
сен
2020
, / ИА Красная Весна

LIGO и ViRGO засекли событие, породившее массу вопросов — астрономы

Гравитационные телескопы LIGO и ViRGO зафиксировали мощную гравитационную волну от соединения черной дыры и массивного объекта, заявила группа ученых из Калифорнийского технологического института в Пасадене (США) 2 сентября на страницах журнала Physical Review Letters.

«Это событие поставило перед нами больше вопросов, чем дало ответов. Это особенно интересно с точки зрения астрономии и физики. К примеру, в отличие от всех остальных событий, источником которых точно было слияние двух объектов, в данном случае мы можем допустить и другие, более интересные сценарии рождения этого сверхмощного гравитационного всплеска», — отметил соавтор статьи, профессор Алан Вайнштейн. Он подчеркнул, что одним объектом была черная дыра звездной массы — около 85 масс Солнца, а вторым — объект в 65 масс Солнца.

Черные дыры малой массы астрономы называют промежуточными. Крупные черные дыры массой в миллионы солнечных обычно встречаются в центрах галактик. Астрономы утверждают, что большие черные дыры существуют и растут, сливаясь с другими объектами.

Ученые пока затрудняются сказать, как часто черные дыры сливаются друг с другом. По мнению ученых, открытие новых гравитационных всплесков от черных дыр промежуточной массы позволит понять, как формируются сверхмассивные черные дыры.

Комментарий редакции

Стоит отметить, что ученики академика Якова Зельдовича достаточно давно, еще в 80-х годах XX века, при помощи компьютерного моделирования смогли оценить количество слияний черных дыр, а также столкновений пар нейтронных звезд в нашей галактике. Выяснилось, что нейтронные звезды сталкиваются гораздо чаще, чем сливаются черные дыры.

Свою программу астрономы назвали «Машина сценариев». На ее основе авторами была построена цепочка из нескольких автоматизированных телескопов-роботов, размещенных в России, Африке, на Канарских островах и Южной Америке. Телескопы непрерывно занимаются мониторингом неба, в частности и для обнаружения коротких гамма-всплесков от нейтронных звезд, сверхновых и черных дыр. В среднем раз в 30 дней телескопы фиксируют всплески.

Полторы тысячи