Кургинян объяснил, что такое регресс общества
Процесс опрощения, потеря обществом способности создавать сложное, накапливать и развивать знания есть регресс, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 8 августа в очередном выпуске авторской программы «Предназначение», опубликованной в YouТube-канале движения.
В качестве метафоры регресса политолог использовал образ заросшего сорняками поля, на котором когда-то рос лен. Он отметил, что этот «посткультурный» сорняк гораздо грубее и страшнее «травы-муравы», которая растет на непаханых землях. Именно это «вторичное одичание» полей Кургинян называет регрессом, в противоположность прогрессу.
Регрессом, по его мнению, будет потеря, например, навыка строить дома или создавать сложные станки. Если считать благом навык создавать сложные вещи, то потеря этого навыка является безусловным злом, регрессом, считает эксперт.
Философ подчеркнул, что есть часть общества, для которой понятие «прогресс» не является благом, которая «зациклена на великих примордиальных традициях» и поэтому для нее любое движение в будущее неприемлемо и подлежит дискредитации.
Сторонникам примордиальных традиций философ предлагает ответить на самый, с его точки зрения, принципиальный вопрос: «История содержит в себе прогрессивное, обогащающее, развивающее начало — начало, содействующее человеческому восхождению? Или она этого начала не содержит, и состоит только из абсолютного зла?»
Разумеется, в истории много зла, но можно ли свести историю к такому злу, спрашивает Кургинян. Например, христиане и другие «народы Книги» ждут в конце истории избавления, прихода Мессии. И для них история не может быть только злом.
Политолог предлагает такую формулировку прогресса: пока общество «передает какие-то знания, оно эти знания создает, накапливает, культивирует, упорядочивает, развивает… мы имеем дело с прогрессом — нелинейным, небезусловным, сложным, мучительным, но прогрессом».
Потерю этой способности передавать, накапливать и развивать знания Кургинян называет регрессом. Потерять эту способность очень легко, а вот вернуть ее после потери гораздо сложнее, чем вначале ее создать из ничего, подчеркнул он.
«Создано нечто сложное. Где сложность, там хрупкость. По этой хрупкой сложности долбанули, она исчезла. Потом обнаружили, что она нужна. Стали перебирать осколки. Ахать, охать. А ведь сложность-то от аханий и оханий не вернется. И склеить разбитое невозможно», — объяснил лидер движения «Суть времени».