Выставка «Василий Кандинский и Россия» открылась в столице Коми
Выставка работ французского и русского художника, исследователя и теоретика изобразительного искусства Василия Кандинского начала свою работу в Сыктывкаре, 21 августа сообщила пресс-служба ГБУ «Национальная галерея Республики Коми».
Картины художника из собрания Государственного Русского музея экспонируются в столице Коми впервые, хотя, известно, что именно с этими местами у Кандинского была прочная духовная связь.
Открытие экспозиции организаторы постарались сделать ярким и запоминающимся. Зрителей встречали живые «скульптуры», изломанные «ворота» у входа, музыка и красная ковровая дорожка. Проследить влияние народной культуры зырян на становление мировоззрения художника посетителям помогают плакаты с выписками из путевого дневника Кандинского.
По словам ведущего научного сотрудника Русского музея Владимира Круглова, на выставке представлены 15 работ художника разных периодов творчества: от самых ранних до более поздних, в которых уже теряется предметность. Обрамлением выставки стали предметы народного искусства зырян (игрушки, аксессуары, прялки), помогающие уловить связь между полотнами знаменитого художника и культурой Коми.
Известно, что одним из источников вдохновения для художника-абстракциониста стало путешествие в Коми. В далёком уголке России в 1889 году студент-юрист собирал этнографический материал по культуре зырян. Спустя годы, анализируя свой творческий путь, Василий Кандинский отмечал, что картины Рембрандта в Эрмитаже и эта поездка стали самыми яркими впечатлениями его студенческой жизни.
«Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить… Когда я вошел в горницы, живопись обступила меня, и я вошел в неё. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно», — вспоминал впоследствии один из культовых художников ХХ века. Считается, что путешествие к зырянам сыграло решающую роль в принятии Кандинским решения связать свою судьбу с искусством, отказавшись от юридической карьеры.
На открытии выставки была предложена идея организовать культурно-туристический маршрут по следам путешествия на русский север одного из самых загадочных художников первой половины XX века.