В Казахстане обсуждают права населения на точечные протесты
Нужны механизмы, предусматривающие возможности для компромиссов, и даже выплеска конфликтов, но точечных, не массовых проявлений недовольства, заявила президент общественного фонда «Центр социальных и политических исследований „Стратегия“» Гульмира Илеуова, сообщает 29 июля Информационно-аналитический Центр по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ.
Илеулова дала интервью по вопросу развития гражданского общества в Казахстане. Она отметила, что при президенте Касым-Жомарт Токаеве власти начали проведение законодательных реформ для стимулирования гражданской активности.
В Казахстане уже законодательно ввели уведомительный порядок получения разрешения на проведение митингов и шествий. Обсуждается узаконивание онлайн-петиций. В сельской местности стараются вовлекать местное население в управление собственной территорией.
Власти фиксируют в социальных сетях высокий запрос населения на разрешенные формы протеста и участие в политической жизни. Уровень запроса превышает даже запрос населения на участие в политической жизни, который присутствовал в советском обществе во времена перестройки. Илеулова отмечает, что хотя тогда люди также интересовались политическими событиями, однако на улицы выходили немногие. К тому же законодательство СССР не давало таких свобод как сейчас.
В то же самое время Илеулова отмечает, что большинство вопросов, по которым протестуют люди, имеют застарелый характер или повторяющийся характер. Это может быть отсутствие воды в населенном пункте, уплотняющая застройка или что-то похожее. Власти надо решать эти вопросы. Также нужно формировать специальные органы для работы с населением. Это диалоговая полиция, спикеры, умеющие общаться с разными категориями населения на языке их проблем.
Отмечая искусственное взвинчивание гражданской активности в острый политический период, Илеулова отметила, что «завинчивание гаек» может принести плохой результат. Скорее власти надо формировать механизмы поиска компромиссов с населением.
Надо также отметить, что в основном Запад маскирует под гражданскую активность откровенную антигосударственную деятельность и надо также научиться определять, кто является источником протеста и их катализатором. Это действительно говорит гражданское население и это действительно его мнение? Или это говорят кадры подготовленные различными западными НКО? В прошлые времена такие кадры назывались попросту провокаторами.
Хотя сейчас они могут называться иначе, суть их деятельности не изменилась. Мы видим, что на Ближнем Востоке, в Восточной Европе, да и в странах бывшего СССР часто в массе протестующих, и даже в числе их лидеров, мелькают различные лица, прошедшие за границей подготовку в сфере лидерства.