Картина Клода Моне будет продана в Нью-Йорке за $25 млн

Клод Моне «La Mare, effet de neige», 1874-1875
Клод Моне «La Mare, effet de neige», 1874-1875

Проданная по принуждению еврейским владельцем в Германии в годы, предшествовавшие Второй мировой войне, картина Клода Моне «La Mare, effet de neige» (1874-1875), будет выставлена на аукцион после урегулирования с наследниками первоначального владельца, об этом 13 апреля пишет онлайн-журнал ARTnews.

Картина, оцененная в $25 млн., будет продана в следующем месяце на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в рамках распродажи, посвященной искусству 20 века. В рамках быстрого юридического урегулирования доходы от продажи будут разделены между наследниками Ричарда Земмеля, первоначального владельца работы, и ее нынешними владельцами, французской семьей, члены которой отказались раскрыть свою личность.

Первоначальный владелец картины Моне, Рихард Земмель, был еврейским производителем текстиля из Берлина. Он купил полотно у немецкого дилера в 1898 году. Активно работая в начале 20-го века, Земмель собрал коллекцию произведений искусства от старых мастеров до импрессионистов и постимпрессионистов, включая работы Поля Гогена, Альфреда Сислея и Камиля Писсарро.

Будучи членом оппозиционной Германской демократической партии, Земмель стал мишенью во время прихода нацистского режима к власти. В 1933 году он бежал из Германии в Нидерланды, продав на аукционе в Амстердаме около 130 работ из своей художественной коллекции. Однако картина «Лужа, эффект снега» не была продана.

Работа позже попала в руки частного французского владельца по имени Филипп Лири, чьи автобиографические подробности до сих пор неизвестны, примерно во время смерти Земмеля. В конце концов холст перешел к потомкам Лири, нынешним владельцам.

Требования о реституции, связанные с коллекцией Земмеля, продолжаются в течение последних двух десятилетий. В 2013 году его наследники попытались вернуть картину итальянского художника Бернардо Строцци «Христос и самарянка у колодца» (1635) из Музея фонда в Зволле.

Голландский музей сначала отклонил иск, сославшись на то, что важность работы для коллекции перевешивает интересы наследников. Это решение привело к пересмотру дела в 2020 году независимой комиссией, которая оказала давление на музей, чтобы отменить свое решение. Наследники впоследствии получили компенсацию вместо возврата работы.