Роскосмос опубликовал документы о создании советских ракет

Изображение: (СС) Jan B.H.A. Vervloedt (photo) Ad Meskens (scan)
Ракета «Фау-2» выставленная на Грунплатс (Groenplaats) в Антверпене
Ракета «Фау-2» выставленная на Грунплатс (Groenplaats) в Антверпене

Архивные документы об исполнении немецких разработок на первых этапах развития отечественного ракетостроения и освоения космоса опубликовал Роскосмос, информация размещена 13 мая на официальном сайте корпорации.

К 75-летию выхода постановления Совета министров СССР о вопросах реактивного вооружения опубликованы рассекреченные документы, послужившие основой отечественного ракетостроения и освоения космоса.

«Сегодня мы представляем несколько документов, с которых началась история отечественного ракетостроения и освоения космоса», — сообщается на сайте госкорпорации.

Среди опубликованных документов имеется записка народного комиссара авиационной промышленности СССР Алексея Шахурина заместителю председателя госкомитета обороны Георгию Маленкову от июня 1945 года о результатах обследования германского научно-исследовательского института ракетного вооружения в Пенемюнде.

«Остались на месте крупные испытательные стенды с тяжелым оборудованием, цистерны с различными топливами и окислителями, полностью сохранившиеся два больших кислородных завода, действующая электростанция и детали от различных ракетных снарядов», — отмечал Шахурин.

С 1937 года в Пенемюнде базировался ракетный центр Третьего рейха, где была создана первая в мире баллистическая ракета «Фау-2». Советская комиссия, работавшая в Германии, установила, что в конце 1942 года сборочные цеха серийного выпуска ракет «Фау-2» в Пенемюнде были способны производить до 20 ракет в сутки.

Также Роскомос опубликовал докладные записки Иосифу Сталину 1946–1947 годов об организации научно-исследовательских и опытных работ в области ракетного вооружения.

В апреле 1946 года в докладной записке на имя Сталина отмечалось, что наиболее крупные специалисты по «Фау-2» в свое время были вывезены американцами. Англичане также вывезли немецких специалистов, полную техническую документацию и исправные образцы ракет «Фау-2».

«Специальное оборудование (стенды, пульты управления, контрольная аппаратура и т. п.) были в значительной части приведены в негодное состояние», — говорится в докладной записке на имя Сталина от 24 июня 1946 года.

Некоторые чертежи в итоге обнаружили в Праге, Вене и других городах. Несмотря на это, специалистам удалось собрать семь ракет «Фау-2» из немецких деталей. Четыре из них готовились к опытной стрельбе и еще три изучались в Москве.

В порядке подготовки к опытным пускам ракет в СССР была выпущена полностью отечественная техническая документация на ракету А-4 («Фау-2»), организована производственная база, из немецких узлов и деталей собраны 10 боевых ракет, а также проверены и частично перебраны 10 ракет, собранных в Германии.

По результатам пусков специалисты установили, что двигатели ракет А-4 советской и немецкой сборки при огневых испытаниях и в полете работали хорошо, однако немецкая материальная часть ракеты А-4 признавалась сложной и громоздкой в эксплуатации. Выяснилось, что существующие радиолокаторы не смогли осуществлять обнаружение и пеленгацию ракет.

«Для обеспечения дальнего обнаружения и пеленгации ракет типа А-4 необходима разработка специального радиолокатора», — заключили специалисты.

Параллельно с созданием ракеты Р-1 в записке о проведении опытных пусков ракет А-4 предложили форсировать работу по изготовлению ракеты Р-2 дальностью полета 600 километров и ракеты Р-3 с дальностью полета 3 тыс. километров. Первая опытная партия Р-2 должна была появиться в июле 1949 года.

Всем инженерно-техническим работникам и рабочим в НИИ, КБ и опытных заводах ракет дальнего действия предлагалось установить повышенные оплату труда, премирование и материально-техническое обеспечение.

До 1 апреля 1948 года на предприятия должны были быть направлены 1 тыс. инженеров за счет переброски из других отраслей промышленности и переподготовки оканчивающих вузы. В целом участвовать в создании управляемых ракет предписывалось 63 заводам 16 союзных министерств и двум главным управлениям Совета министров СССР.