На Чукотке ПАТЭС «Академик Ломоносов» наращивает выработку электроэнергии
Около миллиарда киловатт-часов электроэнергии выработала плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» пришвартованная в порту города Певек, 20 декабря сообщает ИА «Чукотка».
«С начала работы мы планомерно увеличиваем выработку. Если в 2020 году это были 127 млн кВтч, то в 2021 году уже 175 млн кВтч, а в 2024 — уже 250 млн кВтч. Пять лет успешной работы коллектива ПАТЭС в Арктике и регионе Крайнего Севера наделили Росатом уникальным опытом эксплуатации. Этот опыт лег в основу новых проектов в области малой атомной энергетики. Он заложил основу для освоения труднодоступных и изолированных территорий с использованием технологии АСММ — атомных станций малой мощности. В настоящий момент помимо ПАТЭС Росатом также реализует проекты новой плавучей АЭС на базе 4 ПЭБ на Чукотке на мысе Наглейнын», — прокомментировал и. о. директора ПАТЭС Андрей Заславский.
В настоящее время доля атомной генерации в Чаун-Билибинском энергоузле составляет 88%, на долю ПАТЭС приходится более 60%.
Одна из задач ПАТЭС — энергоснабжение золотодобывающих компаний и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны.
Напомним, «Академик Ломоносов» — российская плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) проекта 20870, находящаяся в порту города Певек (Чаунский район, Чукотского автономного округа), самая северная АЭС в мире.
ПАТЭС состоит из плавучего энергетического блока (ПЭБ), береговой площадки с сооружениями, обеспечивающими выдачу электрической и тепловой энергии потребителям, а также гидротехнических сооружений, обеспечивающих безопасную стоянку ПЭБ в акватории.
Проект плавучих АЭС реализовывался с 2007 года; первая ПАТЭС серии сдана в промышленную эксплуатацию 22 мая 2020 года.
Назначенный срок службы ПЭБ составляет 35–40 лет с ежегодным техническим обслуживанием и текущим ремонтом отдельного оборудования, которые выполняются без вывода ПЭБ из эксплуатации, и заводским (средним) ремонтом через 10–12 лет эксплуатации.
Изначально полная стоимость строительства ПАТЭС оценивалась в 9,1 млрд рублей. В процессе строительства стоимость станции многократно возросла и по состоянию на 2015 год оценивалась уже в 37,3 млрд рублей с учетом береговой инфраструктуры — из этой суммы на нее потрачено около 7 млрд рублей.
Станция критикуется за крайне высокую стоимость, что вызывает сомнения в ее окупаемости.