В Католической церкви пояснили, как изменилась система наказаний

Изображение: (cc) monikawl999
Алтарь
Алтарь

Проведенная папой Римским Франциском реформа системы наказаний в Римско-католической церкви в большей степени посвящена конкретности наказаний, сообщил канцлер курии римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве монсеньор Сергей Тимашов 9 декабря в комментарии РИА Новости.

Апостольская конституция Pascite gregem Dei, которую папа Римский Франциск подписал 23 мая в целях изменения системы наказаний в Римско-католической церкви в духе «милосердия и исправления», вступила в силу в декабре. Документ предусматривает пересмотр книги VI Кодекса канонического права, посвященной наказаниям, которым могут быть подвергнуты члены церкви за нарушение правил поведения и норм, обязательных к исполнению всем народом Божиим.

Обновленная редакция относит сексуальные преступления в отношении несовершеннолетних к «преступлениям против жизни и достоинства человека», а не к преступлениям «против особых обязательств священнослужителей». Тимашов сообщил, что «вопрос о сексуальных преступлениях для этого изменения кодекса совершенно мелкий, потому что есть множество документов папских, которые за этот период выходили».

«Скорее, в этом кодексе больше внимания уделено конкретности наказания, тому, что церковная дисциплина, правила взаимодействия разных структур в церкви, правила управления церковным имуществом — это необходимо соблюдать, и поэтому нужно нарушение этих правил вводить в понятие преступления», — сказал Тимашов.

Он полагает, что реформа кодекса не потребует структурных изменений в католической церкви или Конференции католических епископов России. По мнению Тимашова, реформа «просто потребует от епископов обращать внимание на то, как живут католики, насколько они соблюдают те дисциплинарные нормы, которые есть». По его словам, это относится не только к священникам или монашествующим, но и к католикам-мирянам, которые тоже могут совершать преступления.

Как отметил Тимашов, опыт использования в Римско-католической церкви предыдущей редакции кодекса показал, что его нормы оказались в значительной степени неконкретными. Они рассчитывались на то, что епископ на месте будет сам определять необходимость наказания священника.

«Никто не подозревал, что настолько важен вопрос насильственных действий сексуального характера. Для священника это нарушает обязанность целибата — в этом смысле считалось, что всякое сексуальное нарушение со стороны священника это нарушение его обязательств», — сказал Тимашов. Он указал, что если у этих действий на другой стороне есть жертва, то это надо приравнять к любым другим насильственным действиям.

Как сообщил канцлер архиепархии, одним из важнейших пунктов реформы является утверждение, что халатность епископа тоже становится преступлением. «С другой стороны, у епископов есть ясные инструменты, где он должен применять, в том числе, какие-то из этих санкций, чтобы принуждать соблюдение норм там, где это нужно», — добавил Тимашов.