Кургинян объяснил, почему человеку необходимо восходить

Йозеф Бойс. Сердца революционеров: Проход планет будущего. 1955
Йозеф Бойс. Сердца революционеров: Проход планет будущего. 1955

Древней идее человека как «зверя, наделенного разумом» всегда противостоял оптимизм, утверждавший, что человек способен к преображению и восхождению, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 22 декабря в авторской передаче «Смысл игры».

«Что такое человек в принципе? Это — двуногий зверь, наделенный разумом, который, если трезво на него посмотреть — чудовищен, потому что он не регулируется инстинктами, он не убивает только для того, чтобы насытиться, он убивает бесконечно», — объяснил суть первой концепции Кургинян.

Этот зверь ненасытен и в конкурентной борьбе отращивает себе «то ядерные клыки, то бактериологические, вирусные, гиперзвуковые, лазерные и какие-то еще», отметил он. При этом человек приобретает эти клыки только для того, чтобы уничтожать себе подобных.

«Это пессимистическая оценка человека, светская или религиозная, в основе ее лежит первородный грех или что-нибудь в этом духе», — пояснил политолог. По его словам, этой древней пессимистической оценке противостоял социальный оптимизм, с одной стороны, и вера в возможность преображения человека, с другой.

«Во-первых, это был оптимизм социальный (и тут что Маркс, что Руссо — неважно), согласно которому человека надо вернуть в правильную социальную среду, которой он искажен, изуродован, — и тогда запляшут лес и горы, и человек станет прекрасен, благороден», — очертил философ суть оптимистических представлений о человеке.

Крах СССР показал, что эта идея была наивной, уверен Кургинян. Помимо разрушительного влияния элитных групп, способствовавших и подталкивавших СССР к этому краху, к нему причастно и население страны. «Всё равно надо признать, что это сделало население в погоне за некоторыми потребительскими благами, неважно — иллюзорными или нет», — отмечает Кургинян.

«Этот проект рухнул, и вместе с ним рухнула полностью идея того, что вы в хорошие социальные условия поместите человека, и он станет хорошим. Итак, эта руссоистко-наивно-коммунистическая идея, идея о том, что самое главное — это создать правильные социальные условия, и запляшут лес и горы, оказалась ложной — продолжает политолог. — Да и Достоевский уже по этому поводу в своих произведениях много чего говорил. По поводу того, что устройте эту идиллию, а то, что внутри человека, ее грохнет и разорвет на части и так далее».

Однако, напомнил Сергей Кургинян, была и вторая идея, которая «позволяла надеяться на то, что этот зверь не уничтожит человечество, а более того — является венцом творения, спасения, космических перспектив для человечества». Эта идея состояла в том, что человек изменяем.

Согласно этой идее, преображение может осуществляться не только руками Бога, но и руками человека, на Земле. Идея состояла в том, что «человек может восходить, если для религиозного человека — к Богу, то для светского человека — к новому человеку, Человеку с большой буквы», считает философ.

Именно такой обновленный человек и сумеет создать другое общество и социальную среду, в которой, по его словам, «будут особые возможности для этого восхождения, побуждения человека к раскрепощению и пробуждению всех его высших творческих способностей, к его космическому уделу, к его высшим космическим функциям и так далее».

Именно эта идея была по-настоящему коммунистической, или марксистской, идеей, подчеркнул политолог.

По мнению философа, либо человек будет восходить, развивать свои творческие способности, либо деградирует до такой степени, когда будет объявлено о необходимости его жестко контролировать.