1. Метафизическая война
  2. История человечества
Москва, / ИА Красная Весна

Кургинян объяснил, почему в эпоху модерна мир шел за Западом

Изображение: Скопина Ольга © ИА Красная Весна
Антигуманизм постмодернизма
Антигуманизм постмодернизма

Буржуазный гуманизм периода модерна строился вокруг веры в разумного человека, и разум считался высшим даром, что породило величие Запада того времени, заявил политолог, философ, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 27 декабря в эфире программы «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».

Такой разум, как считалось, вобрал в себя лучшее от природы и культуры. И считалось, что этот разум способен строить мир, исполняя божий промысел или свой собственный.

«Внутри этого договора о статусе человека и об истории, которая, движет вперед этого человека и является, как говорил [немецкий философ Карл] Маркс, делом рук человеческих или делом провиденциального замысла, при котором должен прийти Мессия», — добавил Кургинян. Он пояснил, что человек, наделенный свободой воли и двигающийся вперед в развитии, являлся альфой и омегой внутри истории.

В модерне человек обрел необходимые для такого движения инструменты, в том числе национальное государство, национальность, принципы устройства закона, гражданского общества и политической власти. «… внутри всего этого дела человек является предметом сосредоточенной молитвы, на него все молятся: всё в человеке, всё ради человека», — отметил философ.

Данное общество и человекоцентричность была изобретена на Западе, который отверг для этого все архаичное, неразумное, неиндустриальное и крестьянское. Так Маркс в «Манифесте Коммунистической партии» признавал, что буржуазия подчинила деревню господству города и «вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни». Была надежда, что внутри такого общества «будут достигнуты обалденные, немыслимые результаты, будет мир во всем мире, будет человек, который будет всё больше образовываться, всё более счастлив сам и нести счастье миру, он будет восходить и так далее», — объяснил Кургинян.

Он добавил, что такая эпоха восхождения позволила сосуществовать прогрессу и традиционному мышлению. В этот период буржуазного гуманизма с великими культурными свершениями на Западе появились великие произведения английских писателей Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея, французских писателей Гюстава Флобера и Оноре де Бальзака и других. «Все это вместе привлекало внимание к Западу, говорило „ого-го, какой Запад!“» — подчеркнул Кургнинян.

При всем этом, когда действие западных колониалистов принимали очень жесткий характер, это принималось колониальными странами ради заимствования принципов «замечательной, обалденной, самой лучшей в мире системы», — добавил он.

Английский писатель Редьярд Киплинг обращался к британским колонизаторам: «Несите бремя белых, сумейте всё стерпеть». Государства старались перенять то, чему мог научить их Запад с тем, чтобы построить свои национальные государства. После того как система будет перенята, колонии смогут освободиться от метрополии и стать независимыми.

Такой период именовался эпохой постколониализма. Само понятие догоняющей модернизации значило, что страны долго спали в архаике, но когда их достигал свет разума, то они им восхищались и воспринимали его, повторяя действия Запада.

Это породило понятие догоняющего развития, которое производилось с помощью авторитарной власти, железной рукой строящей из разрозненных племен буржуазную нацию.

Однако постмодерн отказался от веры в человека, и весь гуманистический проект стал рушиться. На человеке и его развитии решено поставить крест. При этом до сих пор большая часть человечества не понимает масштаба обрушения гуманистического проекта, подчеркнул Кургинян.