«Синьцзянских» санкций против Китая пока недостаточно для срыва сделки с ЕС

Изображение: (cc) GoShow
Китайский дракон
Китайский дракон

Наложения первых за три десятилетия санкций на китайских чиновников недостаточно, чтобы переубедить некоторых скептиков в Брюсселе не поддерживать инвестиционную сделку ЕС-Китай, даже несмотря на то, что Пекин предупреждает, что готов ответить тем же, сообщает 20 марта газета South China Morning Post.

27 министров иностранных дел ЕС 22 марта официально примут санкции против китайских чиновников за «нарушения прав человека» в Синьцзяне. Данные меры станут первым среди новых брюссельских санкционных инструментов в области прав человека, которые будут применены против Китая, и первыми санкциями, которые будут введены против КНР после пресечения Китаем попытки госпереворота на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Однако среди европейских политиков возникла сильная оппозиционная группа по отношению к этой сделке, которую еще только предстоит ратифицировать до вступления в силу. Они утверждают, что положения о труде недостаточно строги на фоне обвинений Китая в использовании принудительного труда в Синьцзяне.

Источники сообщили, что под письмом, адресованном главному дипломату ЕС Джозепу Боррелю, в настоящее время собираются подписи со всего парламента, дабы инициировать дальнейшие действия.

«Этих санкций будет недостаточно, и нам также нужны санкции, связанные с Гонконгом, начиная с 10 китайских политиков, указанных Европейским парламентом в январской резолюции», — заявила словацкий Евродепутат Мириам Лексманн, ссылаясь на единогласно принятую резолюцию, призывающую ввести санкции против гонконгских чиновников, включая главу исполнительной власти Кэрри Лам, в связи с тем, что она не поддержала демонстрантов, чинивших беспорядки в городе.

Немецкий Евродепутат Энгин Эроглу заявил, что ЕС «не нашел устойчивых решений» касательно регуляции отношений с Китаем.

«Для ратификации Всеобъемлющего соглашения об инвестициях, помимо обязательства КПК ратифицировать стандарты [Международной организации труда], так это принять конкретные меры, такие как европейский закон о цепочках поставок и общеевропейский запрет на импорт продуктов, произведенных при помощи принудительного труда», — сказал Эроглу.

Китай неоднократно обещал нанести ответный удар, если ЕС введет против него санкции. На пресс-конференции в Пекине 18 марта официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь предостерег Брюссель от «принятия ошибочных решений, основанных исключительно на лжи, состряпанной небольшой группой антикитайских сил, которые исповедуют скрытые мотивы».

«Если ЕС будет настаивать на неправильных действиях, наносящих ущерб китайским интересам, Китай, несомненно, будет реагировать твердой рукой на каждом этапе», — сказал он.

Многие европейские дипломаты, однако, признают, что сдвиг в настроениях в отношении Китая вышел за рамки «небольшой группы».

На фоне того, как ЕС уже назвал Китай «системным соперником», Пекин пока заявляет, что рассматривает ЕС как «партнера», возможно, пытаясь избежать враждебной риторики, которая уже стала доминировать в отношениях между США с Китаем.

Но среди наблюдателей ЕС в Пекине есть опасения, что это может стать началом ухудшения отношений.

«В последние годы у ЕС сложился двойственный взгляд на Китай как на экономического партнера и политического и идеологического противника», — говорит эксперт в области отношений между Китаем и ЕС из китайского Института современных международных отношений.

По мнению эксперта по европейским делам из Университета Жэньминь в Пекине Ван Ивэя, соглашение является самой важной частью двусторонних связей.

Он выразил надежду, что на фоне обеспокоенности Европейского парламента правами человека санкции могут обеспечить «необходимый баланс» для Брюсселя в получении одобрения его сделки с Пекином.

«Все негативные вопросы в отношениях между Китаем и ЕС должны быть решены в первой половине этого года, чтобы во второй половине или в следующем году, когда Франция станет председателем ЕС, наблюдался реальный прогресс по сделке», — сказал Ван.