Новую схему мошенничества зафиксировали в ВТБ

Василий Перов. Кража со взломом в Пасхальную ночь. 1861
Василий Перов. Кража со взломом в Пасхальную ночь. 1861

Схему мошеннических звонков через приложения площадок для объявлений раскрыли специалисты ВТБ, 10 ноября сообщает пресс-служба ВТБ.

«Мошенники нашли новый способ для связи с пользователями площадок для объявлений, которые в целях безопасности скрыли реальные номера своих клиентов и запустили для зарегистрированных пользователей возможность звонков из контура сервиса — через приложение», — предупреждает ВТБ. Аферисты через этот функционал выманивают деньги жителей России.

Звонок из знакомого сервиса не вызывает подозрений у потенциальной жертвы. Далее злоумышленники действуют по стандартной схеме — «вызвать у собеседника сомнение в безопасности сохранности его средств, а затем организовать их „спасение“».

Преступники, как правило, действуют следующим образом: сначала злоумышленник предлагает продавцу оплатить товар на карту и просит ее реквизиты (номер банковской карты).

«Мошенник вычисляет, какой банк выпустил карту, и вводит ее данные на странице доступа к онлайн-банк», — излагают схему обмана в ВТБ. После чего звонящий начинает заполнять данные для входа в личный кабинет и запускает функцию восстановить пароль. Одновременно он «забалтывает» жертву и в разговоре просит сообщить цифры из пришедшего СМС, которые якобы подтверждают получение задатка. После чего мошенник прекращает общение.

Таким образом злоумышленник получает доступ к личному кабинету на площадке объявлений.

По прошествии нескольких дней начинается второй этап мошеннической схемы. Звонит сообщник, представляется представителем службы безопасности банка или правоохранительных органов и сообщает, что через его учетную запись совершаются какие-то подозрительные действия, и кто-то пытается получить доступ к его деньгам. При этом упоминается площадка объявлений.

Потенциальная «жертва» начинает вспоминать предыдущий инцидент. В этот момент ему предлагают уже известную схему перевести деньги на «запасной» счет, где они будут «в сохранности». Если продавец («жертва») поверит, то после перевода денег мошенники опять исчезают. Деньги уже теряются безвозвратно.

«Вслед за звонками по телефону и в мессенджерах они (мошенники — прим. ИА Красная Весна) освоили новый канал — связь через приложения площадок для объявлений. Опасность таких звонков еще и в том, что пока от них не защищают антиспам и антимошеннические фильтры», — предупреждает старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов. Он обратился к клиентам с просьбой «сохранять бдительность, всегда перепроверять поступающую от незнакомых лиц информацию и никому не сообщать конфиденциальные данные по телефону».

«Запомните, что все сделки на маркетплейсах или сайтах объявлений надо совершать по безопасной схеме, предусмотренной этими ресурсами», — напомнил представитель ВТБ.

Отметим, по данным Центробанка, в 2022 году кредитные организации смогли вернуть всего 4,4% от украденных мошенниками средств. В абсолютном выражении сумма возвращенных средств составила 618,4 млн руб. При этом регулятор указывает: сложность при возврате денег заключается в том, что граждане сами сообщают мошенникам банковские данные.