Профессор СПбГЭУ: в динамичных условиях нужно универсальное образование

Изображение: © Красная Весна
Ткаченко Елена Анатольевна, д. э. н., профессор СПбГЭУ. Санкт-Петербург. 15.03.2018 г.
Ткаченко Елена Анатольевна, д. э. н., профессор СПбГЭУ. Санкт-Петербург. 15.03.2018 г.

Колоссальной проблемой назвала утрату педагогической школы подготовки универсальных инженерных и инженерно-экономических кадров профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко, 15 марта сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Это заявление было сделано на экспертной сессии «Профессиональные кадры для реализации Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». Елена Ткаченко назвала три проблемы современной системы образования: разрыв между программами подготовки и потребностями экономики из-за высоко динамичной среды; утрату педагогической школы подготовки универсальных инженерных кадров; абсолютизацию компетентностного подхода в школьном образовании.

«Надо не сформировать какие-то законченные компетенции, а научить учиться. И это — самое главное, что мы должны дать. На первый уровень выходит так называемый набор когнитивных компетенций, которые полностью выпали из системы школьного и вузовского образования. Вы не найдете в перечне компетенций, которые предусмотрены нашими стандартами, когнитивных компетенций. А мы обязаны их формировать и развивать. Мы должны сформировать человека, который способен учиться всю свою жизнь», — сказала профессор.

Елена Ткаченко коснулась также проблемы внедрения инноваций с точки зрения образования. Она отметила, что российское общество плохо восприимчиво к инновациям, и восприимчивость к инновациям необходимо воспитывать со школьной скамьи. Профессор подчеркнула, что понимания инженерных и экономических задач инновационного процесса можно добиться только на стыке инженерных и экономических специальностей, то есть при мультидисциплинарной подготовке специалиста, которая утрачена российской педагогической школой.

«У нас очень слабые представления по технологиям у экономистов и очень поверхностные знания об экономике у инженеров», — сказала Елена Ткаченко и добавила, что именно это не дает возможности подготовить менеджера, способного руководить инновационным процессом. По словам профессора, в СПбГЭУ сейчас предполагается возродить инженерно-экономическое образование, разрабатываются соответствующие программы бакалавриата и магистратуры с привлечением специалистов технических университетов.

Профессор также сообщила, что в мире набирает популярность принцип подготовки специалистов на основе так называемого общего, или базового бакалавриата. Базовый бакалавриат включает в себя философию, историю и логику для понимания общности процесса, математику, а также экономические и юридические науки. На основе этой базы уже далее можно подготавливать конкретного специалиста, но для всех них должна быть единая обязательная база.

Напомним, что в настоящее время идет разработка плана мероприятий по реализации утвержденной в январе 2018 года Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В экспертной сессии, прошедшей 15 марта в Петербурге и посвященной проблемам утилизации твердых бытовых отходов, приняли участие представители органов власти, промышленники, педагоги.