Ученый объяснил, будет ли польза от открытия «черных дыр»

Александр Дейнека. Покорители космоса (фрагмент). 1961 год
Александр Дейнека. Покорители космоса (фрагмент). 1961 год

Нобелевской премии придается слишком большое значение, однако за лауреатов 2020 года по физике Нобелевскому комитету не будет стыдно, заявил 7 октября ИА Красная Весна кандидат физико-математических наук, доцент НГУ (вуз-участник проекта 5-100) Зураб Силагадзе.

Накануне Нобелевские премии по физике получили Роджер Пенроуз (Великобритания), Рейнхард Генцель (Германия) и Андреа Гез (США) за исследования черных дыр.

«Я не сторонник того, чтобы судить о масштабе ученого, только исходя из того, получил ли он/она Нобелевскую премию. Фред Хойл не получал Нобелевской премии, но без этого имени невозможно представить современную астрофизику», — объясняет Силагадзе.

Доцент НГУ напомнил, что недавно умерла Вера Рубин, которая «к стыду Нобелевского комитета» так и не получила премию за изучение кривых вращения галактик, которые указывают на существование темной материи. Сам Эйнштейн получил Нобелевскую премию отнюдь не за главное творение своей жизни — теорию относительности (специальную и общую), хотя это творение по значимости заслуживало десять Нобелевских премий.

«Но Роджер Пенроуз именно тот физик за которого Нобелевскому комитету не будет стыдно. Другое дело, что если бы не умер Стивен Хокинг, наверняка Пенроуз разделил бы премию с ним. Формально премия присуждена за так называемые теоремы Пенроуза и Хоконга о сингулярности. После теоремы Пенроуза стала очевидно, что черные дыры образуются почти везде во вселенной, например после коллапса достаточно массивной звезды», — говорит Силагадзе.

В целом Пенроуз внес огромный вклад в развитие математической и теоретической физики. Мозаики Пенроуза (2-мерные квазикристаллы) и теория твисторов — два примера, которые сами по себе заслуживают Нобелевских премий.

Что касается того, имеют ли данные открытия практическую пользу, то доцент уточнил, что не имеют и в обозримом будущем «черные дыры» вряд ли будут иметь практическую пользу. Но они очень важны в современной теоретической физике.

«Бекенштейн и Хокинг изобрели термодинамику черных дыр в 1970-х годах. Это получило микроскопическое объяснение совершенно другими методами в теории струн в 1990-х годах, и черные дыры стали важнейшими объектами в исследовании квантовой гравитации. Объединение двух наших самых важных и успешных физических теорий, общей теории относительности и квантовой механики в квантовую гравитацию — основная задача современной теоретической физики и в решение этой задачи вкладываются значительные интеллектуальные ресурсы современных физиков», — сказал ученый.

Польза работ Пенроуза в том, что они делают нас умнее. В современном мире так много проблем, что без интеллекта, без образования, без научных знаний об окружающем мире человечество просто обречено.

Доцент уточнил, что Рейнхард Гензель и Андреа Гез получили премию за открытие сверхмассивного компактного объекта в центре нашей галактики. Они руководители двух групп астрофизиков, которые проводили все более точные наблюдения движения звезд вокруг этого объекта (Стрелец A*).

«Эти наблюдения указывали, что масса Стрелец A огромна (около 4,3 млн масс Солнца), а диаметр (44 млн км) меньше, чем перигелии орбиты Меркурия (46 млн км). По современным представлениям, таким объектом может быть только черная дыра. Таким образом, они получили Нобелевскую премию за открытие того, что черные дыры действительно существуют», — заключил Силагадзе.