1. Война идей
  2. Феминизм и права женщин
Мадрид, / ИА Красная Весна

Испанские судьи отвергли проект закона «о гарантиях сексуальной свободы»

Изображение: Алексей Ерёмин © ИА Красная Весна
Осторожно гендер
Осторожно гендер

Ключевые положения законопроекта «о всеобъемлющих гарантиях сексуальной свободы» под названием «Только да значит да» (sólo sí es sí), по которому партнерам надо будет подписывать согласие на интимные отношения, единогласно отклонил Генеральный совет судебной власти Испании (CGPJ), 25 февраля сообщает EFE.

После четырех месяцев обсуждений, CGPJ опубликовал разгромный отчет по тексту законопроекта (не являющийся обязательным к исполнению), в котором выражено единогласное неприятие ключевых аспектов закона.

Законопроект, подготовленный министерством равенства Испании, возглавляемым министром-феминисткой Ирене Монтеро от партии Подемос, включает два ключевых положения: введение однозначно выраженного согласия на сексуальные отношения и уравнивание статей за принуждение к интимным отношениям и изнасилование.

Несмотря на единогласное решение высшего органа судебной власти в министерстве равенства заявили, что продолжат процесс принятия этого законопроекта. Министр по вопросам равноправия Ирене Монтеро заявила, что закон будет принят в любом случае. «„Только да значит да“ станет законом», — написала министр на своей страничке в соцсети Twitter.

Законопроект основан на положениях Стамбульской конвенции и CEDAW, которые прописывают, чтобы классификация сексуальных преступлений основывалась на наличии явно выраженного согласия, а не на способах совершения преступления — с применением насилия или принуждения.

Таким образом законопроект гласит: «следует понимать, что согласия нет, если жертва не выразила свободно посредством внешних, убедительных и недвусмысленных действий в соответствии с обстоятельствами свое явное желание участвовать в акте».

Совет судей считает, что такая формулировка нарушает принцип презумпции невиновности. В отчете CGPJ говорится, что проблема является не концептуальной, а доказательной: «Правила, касающиеся необходимости доказывания в уголовном процессе, существенно изменятся, что может повлиять на принцип презумпции невиновности».

Второй ключевой аспект закона, отвергнутый судьями, это устранение различия между принуждением и изнасилованием. В законопроекте предлагается исключить статью о принуждении и создать единую статью «сексуальная агрессия», чтобы исключить возможность квалифицировать изнасилование как принуждение, когда невозможно доказать применение силы или запугивания.

Но CGPJ считает, что устранение статьи о сексуальном насилии может нанести вред жертвам и привести к ослаблению их защиты, так как более серьезные действия не повлекут за собой более строгого наказания. Чтобы избежать этого, судьи предлагают ввести статью «принуждение с отягчающими обстоятельствами», такими как применение силы или угроз, которые повлекут более строгие меры пресечения.

В любом случае министр по делам равноправия планирует принять закон через полтора месяца, хотя желала бы видеть этот закон принятым уже к 8 марта.

После того, как будут опубликованы обязательные отчеты CGPJ, Финансового совета и Экономического и Социального Совета, предварительный законопроект «о гарантиях сексуальной свободы» должен быть оценен Государственным советом перед его внесением на рассмотрение Совета министров, что является последним необходимым шагом перед его передачей в парламент.

Напомним, закон о борьбе с гендерным насилием в Испании в 2004 году также был принят без одобрения Генерального совета судебной власти, хотя тогда мнения судей разделились. То же самое произошло и с законом о гомосексуальных браках в 2010.

«Если отчет CGPJ будет иметь регрессивный характер, как это произошло с законом о борьбе с гендерным насилием и однополыми браками, то правительство и сторонники закона — министерства по вопросам равенства и министерство юстиции — обязаны двигаться вперед», — подчеркнул Правительственный делегат по борьбе с гендерным насилием Виктория Роселл.

Роселл напомнила, что данный закон основан на международном законодательстве, а речь тут идет о переходе от патриархальной концепции уголовного законодательства «к системе основанной на свободе и обоюдном согласии».