1. Экономическая война
  2. Экономика Африки
Виндхук, / ИА Красная Весна

ПРООН: честные рейтинговые агентства сэкономили бы Намибии до $110 млн

Изображение: (сс) Gideon Benari
Рейтинговое агентство Fitch
Рейтинговое агентство Fitch

Экономию до 340 млн намибийских долларов, N$, (1,532 млрд руб.) в год на обслуживании государственного долга могла бы получить Намибия, если бы три глобальных рейтинговых агентства были справедливы и их оценки основывались на точных данных, а не на неоправданной субъективности. Такой вывод следует из аналитической записки Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), сообщает 19 апреля газета The Namibian.

Программа развития Организации Объединенных Наций недавно опубликовала аналитическую записку под названием «Снижение стоимости заимствований в Африке; роль суверенных кредитных рейтингов», в которой критикует глобальные рейтинговые агентства за то, что они в своем анализе неправильно учитывают фундаментальные экономические показатели африканских стран.

N$340 млн в год с учетом среднего срока действия оцениваемых облигаций составили бы около N$2,1 млрд (9,464 млрд руб.). Согласно записке ПРООН, Намибия не только смогла бы получить не только счет по сниженной процентной ставке, но и доступ к дополнительному финансированию в размере N$3,6 млрд (16,225 млрд руб.).

ПРООН заявляет, что, хотя эти сбережения и альтернативные издержки кажутся незначительными для крупных инвестиционных фирм, они значительны для африканских стран.

«Если бы рейтинги в большей степени соответствовали реалиям, проанализированные страны могли бы располагать дополнительными средствами, учитывая как экономию на процентных расходах, так и дополнительное финансирование»,  — говорится в примечании к записке.

Суверенный долг Намибии оценивают агентства Moody’s Investors Service и Fitch Ratings, которым выплачивается за это не менее N$2 млн (9,014 млн руб.) в год.

Намибия потратит более N$32 млрд (144,22 млрд руб.) на выплату процентов в течение следующих трех лет и уже потратила более N$16 млрд в период с 2021 по 2022 год.

Экономия на этих платежах за пятилетний период может составить более N$1,7 млрд (7,662 млрд руб.), если отчет ПРООН точен.

ПРООН далее сообщила, что африканские страны, которые были ею проанализированы, Южная Африка, Гана, Ангола, Бенин, Камерун, Кот-д’Ивуар, Египет, Эфиопия, Габон, Кения, Марокко, Нигерия, Руанда, Сенегал и Тунис, могли бы сэкономить N$258 млрд (1,163 трлн руб.), если бы их кредитные рейтинги были стабильными.

По данным ПРООН, снижение процентных ставок, выплачиваемых африканскими странами как по внутреннему, так и по внешнему долгу, могло бы значительно уменьшить бремя обслуживания долга, с которым они сталкиваются. Это, в свою очередь, позволило бы им быстрее погасить основную сумму долга и высвободить средства для дополнительных инвестиций в развитие.

«Корректировка кредитных рейтингов, которые не соответствуют макроэкономическим реалиям стран, также может улучшить восприятие рисков и привести к увеличению потоков прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Это связано с тем, что кредитные рейтинги часто косвенно влияют на ПИИ тем, что влияют на восприятие инвестиционного климата страны и ее способности погашать свои долги»,  — указано в записке.

По мнению ПРООН, получив лучшие кредитные рейтинги, африканские страны могли бы привлечь больше ПИИ, что имеет решающее значение для их долгосрочного экономического роста и развития.

Чтобы решить эту проблему, ПРООН обратилась с просьбой обеспечить большую прозрачность методологий определения кредитных рейтингов, принять и стандартизировать (для участников финансовых рынков) альтернативные рейтинги, а также создать рейтинговые агентства для укрепления потенциала и продвижения более эффективного рынка агентств, базирующихся в Африке.

Однако, в конечном счете, программа предусматривает создание регионального панафриканского рейтингового агентства.

Во время своего пребывания на посту министра финансов Калле Шлеттвейн раскритиковал некоторые рейтинги, присвоенные Намибии, заявив, что при их вычислении не были приняты во внимание некоторые ключевые государственные меры, которые со временем изменят экономические реалии страны.