Биомаркер помогает обнаружить метастазы в мозг

Изображение: youtube.com
Цитата из видео «Онкология: новые подходы к лечению»
Цитата из видео «Онкология: новые подходы к лечению»

Биомаркер, позволяющий предсказать, в каких случаях следует использовать иммунотерапию против метастазов в головном мозге, выявили исследователи из Национального центра онкологических исследований CNIO. Это следует из результатов исследования, опубликованного 5 октября в журнале Cancer Discovery Американской ассоциации исследований рака.

Исследователи CNIO обнаружили, что рак изменяет некоторые клетки мозга, астроциты, заставляя их вырабатывать белок, который действует на пользу опухоли. Препарат силибинин ингибирует этот белок и может быть использован для лечения метастазов с помощью иммунотерапии.

В человеческом организме есть механизм, который уничтожает всё, что на него нападает, будь то вирусы, бактерии или опухолевые клетки: иммунная система. Рак растет, когда опухолевые клетки обманывают эту систему, которая не распознает их как чужеродные и не атакует их.

В иммунотерапии рака используются лекарства, предотвращающие блокирование раковыми клетками работы иммунной системы, но иммунотерапия не всегда работает. При метастазах в головной мозг, когда опухоль, возникшая из другого органа, распространяется на мозг, недавно была опробована иммунотерапия, но результаты оказались неоднозначными.

«Метастазы в головной мозг представляют собой серьезную клиническую проблему», — пояснил Мануэль Валиенте, руководитель группы по изучению метастазов в головной мозге CNIO и руководитель исследования.

«Пациенты с поздними метастазами в головной мозг, то есть те, кто уже может чувствовать симптомы метастазов, плохо реагируют на иммунотерапию, но даже у пациентов, которые хорошо реагируют на иммунотерапию, всё чаще случаются рецидивы, часто из-за новых метастазов в мозг», — продолжил Валиенте. Другими словами, иммунотерапия в сочетании с блокирующими антителами не является оптимальным способом борьбы с метастазами в головной мозг.

Одной из возможных причин является наличие гематоэнцефалического барьера, своего рода проницаемой мембраны, которая фильтрует кровь, поступающую в мозг, и защищает его от токсинов. Но этот сосудистый барьер также препятствует проникновению антител, используемых в иммунотерапии. Без антител иммунотерапия не работает. Группа CNIO теперь предлагает инновационную схему для борьбы с этой проблемой.

«Мы обнаружили, — заявила Нейбла Приего, один из авторов статьи, — что некоторые клетки мозга, называемые астроцитами, действуют как иммуномодуляторы, то есть взаимодействуют с иммунной системой мозга, а в случае метастазов в мозг они злоупотребляют этой функцией, поскольку находятся под влиянием».

«Измененные таким образом раком, астроциты становятся партнерами опухолевых клеток при возникновении метастазов в мозг», — продолжил Приего, — «Взаимодействие астроцитов с иммунной системой, которое должно быть нормальным процессом иммуномодуляции, становится механизмом, подпитывающим рак, потому что астроциты мешают работе защитных клеток и не позволяют им убивать опухолевые клетки», — объяснила Приего.

Группа CNIO идентифицировала ключевую молекулу в этом процессе, названную TIMP1.

«Проопухолевые астроциты вырабатывают TIMP1, и этот белок участвует в дезактивации защитных клеток, которые должны убивать опухолевые клетки», — объяснила Приего.

Продемонстрировав, что эта молекула, TIMP1, действует на клетки иммунной системы и делает их менее эффективными, группа CNIO предлагает использовать ее в качестве биомаркера для выявления метастазов в головной мозг, на которые влияет этот иммуносупрессивный механизм.

«TIMP1 является хорошим биомаркером, поскольку он секретируется в значительно больших количествах в спинномозговую жидкость пациентов с метастазами в головной мозг», — сказала Приего.

Сейчас проходит испытания препарат против проопухолевых астроцитов. Исследовательская группа Мануэля Валиенте предлагает терапевтическую альтернативу, нацеленную на астроциты: комбинацию иммунотерапии с ингибиторами, которые предотвращают выработку молекулы TIMP1.

«Существует препарат под названием силибинин, который уже используется в благотворительных целях и который ингибирует выработку молекулы TIMP1», — подчеркнул Валиенте.

«Уже проводится клиническое исследование для проверки его терапевтической эффективности при метастазах в головной мозг. Мы надеемся получить результаты в 2025 году», — уточнил Валиенте.

«Цель состоит в том, чтобы объединить ингибирование TIMP1 с традиционной иммунотерапией, что повысит эффективность терапевтической стратегии и облегчит ее включение в клинические протоколы», — отметил Валиенте, который также подчеркивает другую ценность работы: раскрыть роль астроцитов в заболеваниях., демаскируя их гетерогенность и нацеливаясь только на те подтипы астроцитов с измененной и отрицательной для пациента функцией.

«До сих пор, — добавил Валиенте, — астроциты не рассматривались как иммуномодуляторы ни в общих исследованиях, ни в отношении опухолей головного мозга«. «Наше исследование не только инновационно с клинической точки зрения, но и очень полезно для развития научных знаний», — заключил Валиенте.